Андрей Колесников: Еще один госканал

Общественное телевидение, ОТВ, – один из символов возможной, но пока недостижимой демократии. Появится этот «остров (ОТВ) Утопия» – и сразу общественные нравы смягчатся, кровожадность властей сойдет на нет, кривые представления о действительности резко, со звуком пускаемой в дело пращи распрямятся.

С одной стороны, все возможно. И не зря свой вклад в мифологию Общественного ТВ вносят идеологи русского народного изоляционизма, квалифицирующие ОТВ как орудие заговора правых либералов. Боятся контрпропаганды на свою пропаганду. Опасаются спокойного разговора, звука осторожного и глухого в ответ на свои слюни, крики, хрипы и прочие атрибуты человечества до неолитической революции. Но что ж осенять крестным знамением таких умеренных людей, как, например, идеологи ОТВ Михаил Федотов или Даниил Дондурей? Интеллигентные, разумные люди, способные прислушиваться к чужой точке зрения...

С другой стороны, поменять с помощью ОТВ мозги целой нации, утомленной солнцем путинской стабильности (пусть это солнце и фанерное), – дело непростое. Правда, в пользу идеи отвечающего интересам всей нации и удовлетворяющего спрос на размышление и дискуссию телевидения – социология. И опросы «Левада-центра», и исследования ФОМ показывают высокую степень готовности граждан обращаться к телевидению в терминах «узнавать» и «понять».

Кроме того, эра интернета зря столь снисходительно относится к телевизору. Да, совокупное число пользователей, считающих источниками информации интернет, ленты новостей, форумы, блоги (в формулировке ФОМ), в возрастной категории 18–30 лет составляет уже 62%. Но в том же возрастном кластере квалифицирует в качестве главного источника информации телевидение 81% опрошенных. Наибольший спрос на телевизор предъявляют не самые пожилые, а граждане в возрасте 46–60 – 96% (категория 60+ тоже любит телевизор, но не столь страстно, иной раз предпочитая радио и печатную прессу).

Так что телевидение по-прежнему основная кузница, здравница и житница сознания населения нашей гигантской страны.

Но именно эти обстоятельства – размеры страны, интерес граждан к новостям и неослабевающее «внимание на экран» – и превращают идею ОТВ в утопию. Именно поэтому генерального директора Общественного телевидения, согласно скорректированным в «правильную» сторону планам, станет назначать президент (т. е. Путин), а финансироваться оно будет из госбюджета. Ибо государство, как во все времена в нашей стране, считает, что общество – это оно и есть. Все, что частное или оплаченное самим потребителем, – не общественное. А бесплатное и сформированное за счет государства – общественное. Ровно такое же отношение к политике, к выборам, к экономике. Общество – это Общественная палата, контролируемые губернаторы и парламенты, госкорпорации и госбанки.

Они лучше знают, что нужно народу. В том числе какой контент и какую картинку этому народу следует получать. Так что вместо Общественного ТВ мы получим еще один федеральный канал, где совершенно точно будут знать, что именно нужно обществу.