От редакции: Паралич междуцарствия

В чиновничьей среде идет увлекательный процесс мозгового штурма: в последние дни обнародовано немало идей относительно исправления ситуации в собственных ведомствах и в стране. Счетная палата, например, вчера объявила о конкурсе антикоррупционной карикатуры, в котором могут принять участие все желающие. Оргкомитет конкурса возглавил научный руководитель НИИ Счетной палаты Сергей Шахрай (к слову, президент Национальной федерации бадминтона). Министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил на прошлой неделе о возможном включении в программу полицейских вузов курса «Человеколюбие» и пообещал помочь восстановить отечественную мультипликацию. А глава Чувашии Михаил Игнатьев намерен создать реестр СМИ, «пишущих неправду», чтобы бороться с нечистоплотными журналистами и изданиями. Можно также вспомнить недавние идеи главы кремлевской администрации Сергея Иванова и министра образования Андрея Фурсенко – создать альтерантивные зарубежным рейтинги коррупции и качества образования.

Этот поток инициатив, балансирующих между абсурдом и неадекватностью, заставляет вспомнить о последних годах существования Советского Союза, когда бюрократические механизмы перестали адекватно реагировать на сигналы сверху и вызовы извне системы. Истерическая активность тогдашних чиновников обернулась деградацией госаппарата и распадом самого государства. Нынешние чиновники похожи на советскую номенклатуру своим превращением в оторванную от жизни касту, которая не хочет и не умеет прогнозировать развитие сложных политических и экономических процессов.

И все-таки сравнение, конечно, несправедливо. На рубеже 1980–1990-х гг. чиновничество было дезориентировано крахом идеологии, распадом правящей партии, стремительными переменами в общественных и экономических отношениях. Можно было извинить метания исключительностью положения. Экономика находилась на грани краха, не хватало продуктов, потребительский сектор отсутствовал, граждане были настроены радикально, профессионалов-экономистов и других современных специалистов во власти не было, ясного пути реформ не существовало.

Не то сейчас. Макроэкономическая ситуация стабильна, поддержка большинства населения у власти есть, профессионалов в стране много, опыт институциональных реформ, опыт борьбы с коррупцией изучен – достаточно начать действовать.

Высокие цены на углеводороды гарантируют возможность деньгами тушить очаги недовольства патерналистски настроенных малообеспеченных слоев населения. По сравнению со страстями 1980–1990-х внутриполитическая обстановка выглядит идиллией.

Кроме того, нынешний истеблишмент более однороден во взглядах на развитие страны, чем позднесоветская номенклатура. Наконец, высшие эшелоны власти получили разработанную квалифицированными, вполне системными экспертами программу действий. «Стратегия-2020» при известных недомолвках по ключевым вопросам сочетает стратегическое планирование и пошаговую «дорожную карту» реформ и преодоления коррупции.

Но реальные политические инициативы отвергаются: Медведев отказался создать антикоррупционное бюро, отказался говорить о применении в России 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, отказался рассматривать вопрос о помиловании заключенных. Вместо этих вполне реалистичных проектов чиновники выходят на публику с безумными предложениями конкурсов и курсов человеколюбия. Эти вещи, конечно, могут существовать, но на фоне вполне реальной политики, а не на фоне ее отсутствия.

Есть одно обстоятельство, которое пока позволяет извинить сегодняшний политический паралич. Состав правительства еще не объявлен, и общую нервозность и неадекватность чиновников можно понять. Это паралич междуцарствия. Хотя по обычной человеческой логике вроде бы именно сейчас, в момент ожидания перемен, есть время высказаться по существу и опробовать реакцию общества на действительно содержательные политические инициативы.