От редакции: Как построить агломерацию

Новым губернатором Московской области станет министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Кандидатура предложена и вряд ли что-то может помешать назначению. Важно понять, как будут складываться отношения Шойгу со столичным мэром Сергеем Собяниным, которому было бы удобнее иметь дело с менее авторитетной фигурой. И главное – чем обернется для города и области сочетание двух таких «противовесов».

Предыдущая пара – Юрий Лужков и Борис Громов за долгие годы правления своими конфликтами завели московскую агломерацию в безнадежный тупик. Столица задыхается в пробках, испытывает дефицит площадей под застройку и торговлю, проблемы с экологией, из-за чего не может больше развиваться. А жители области полжизни проводят в дороге на работу и обратно, страдая от сильнейшего дефицита инвестиций в инфраструктуру и от низкого качества социальных услуг – деньги ведь уходят в столицу.

Подмосковье – едва ли не самый сложный в управлении регион страны. Многие руководители муниципальных образований имеют прямые выходы на федеральный уровень и различные группы влияния. В регионе сосредоточено множество разнонаправленных интересов. Область постоянно сотрясают криминальные скандалы – заказные убийства то чиновников, то предпринимателей; сеть подпольных казино, работающих под прикрытием прокуратуры; бегство за границу министра финансов, прихватившего миллиарды из областной казны. Летом область традиционно страдает от лесных пожаров, а зимой – от энергоаварий.

Регион протестный: жители Подмосковья откровенно недовольны властью. В 10 городах Владимир Путин не победил в первом туре на президентских выборах, в Дубне и Жуковском в декабре 2011 г. «Единая Россия» заняла только 3-е место. Экономически область сильно раздроблена: ее районы развиваются очень неравномерно и имеют слабые связи между собой. Разрыв в доходах самых богатых и самых бедных жителей области – самый высокий в стране. Разрыв в уровне экономического развития между районами, непосредственно примыкающими к Москве, и периферией такой, как будто это разные страны. При этом Московская область развивается быстрыми темпами: она уже догнала Санкт-Петербург по уровню зарплат, объему инвестиций, намного опередила по жилищному строительству. Бюджет области профицитный, хотя долги превышают 109 млрд руб.

И сложность, и потенциальные возможности развития заключаются в том, что Москва и Московская область – одна агломерация. Агломерациями называют территории городов и пригородов с интенсивными связями между ними, высокой плотностью населения и экономики. Две трети населения Подмосковья, если брать примыкающую к городу 30-километровую зону, работает в Москве. Бизнес давно не разделяет границы города и области, несмотря на серьезные бюрократические преграды. Здесь концентрируются миграционные потоки: на Москву с областью приходится 55–60% чистой миграции в стране, при том что в московской агломерации и так живет каждый восьмой житель страны.

Агломерации быстро развиваются благодаря эффекту масштаба – снижению издержек, более интенсивному использованию инфраструктуры, широкому выбору рабочих мест, товаров и услуг. Но концентрация населения и бизнеса является мощным двигателем до тех пор, пока не появляются инфраструктурные и экологические ограничения. Тогда эффект масштаба теряется. Что мы и видим в Москве и области.

Чтобы выйти из тупика, нужно наладить горизонтальную систему согласования интересов территорий, входящих в агломерацию. Речь не только о городе и области, но о взаимодействии между районами и муниципалитетами. Для этого придется отказаться от сверхвертикальной и сверхцентрализованной системы управления, свойственной нашей политической культуре. Отказаться придется и от извлечения ренты из подмосковной земли.

Сможет ли это сделать Шойгу? Он ведь 18 лет бессменно руководил пусть и самой мирной, но все-таки силовой спецслужбой, основанной на иерархии и подчинении. Его политический вес сопоставим с авторитетом Собянина (у которого тоже твердый характер и планы на подмосковную землю). Жаль, если напряжение между ними опять помешает развитию.