Александр Вершинин о том, появятся ли в России «машины выходного дня»

Весной этого года на российском рынке появятся сразу два совершенно нехарактерных для наших широт автомобиля. Сюрприз номер один — официальный импорт в страну американского muscle-кара Chevrolet Camaro, продавать который собираются по совершенно космическим ценам — от двух миллионов рублей. Почти вдвое дешевле обойдется покупателю второй нежданный гость — Renault Megane RS, известный западным любителям быстрой езды благодаря рекордному для переднеприводного автомобиля времени прохождения трассы Нюрбургринг и бескомпромиссно жесткой спортивно-кольцевой подвеске.

Другие машины в России просто не покупают. Например, уже много лет аудитория игнорирует гениальный родстер Mazda MX-5, признанный во всем мире эталоном управляемости для недорогих спорткаров. Публика с достатком упорно не замечает гениальные с точки зрения баланса младшие модели Porsche — Boxster и Cayman. Еще бы, ведь у них нет багажника на 2990 литров, перед ними не расступается дорожный поток с той же скоростью, с какой водители шарахаются от Panamera или Cayenne.

В голове обычного русского водителя Chevrolet и Renault — производители доступных массовых иномарок, успешно играющие в бюджетном классе. Автолюбители со стажем, конечно, помнят об имидже Chevrolet из былинных девяностых, когда двухтонный внедорожник «Шевроле Такое» успешно конкурировал с «Джипом Широким». Но зачем гражданину РФ muscle-кар и почему у заточенного под кольцевые треки Megane RS зубодробительная подвеска, с которой нельзя ездить по трамвайным путям? Нет, решительно не понятно.

На просторах нашей родины три четверти годового цикла царствует зима, и автомобиль должен быть крепостью и символом статуса, а лишь затем средством передвижения. Идеальная машина россиянина — швейцарский нож на колесах (или навороченный кухонный комбайн, кому что ближе). Она вооружена ксеноном для разрезания беспросветной мглы и сгона дачников из левой полосы, полным приводом для покорения сугробов, топей и тротуаров, кожаным салоном для создания атмосферы английской гостиной, встроенным телевизором для просмотра пиратских дисков. У идеального автомобиля огромный клиренс для того, чтобы свысока смотреть на окружающих, обвес из стальных труб для подавления оппозиции в пробках, ватная подвеска для проглатывания ям на обочинах и цвет «черный металлик» для родства с вертикалью власти.

Если вкусы покупателей не изменятся, то многие очень интересные автомобили так и не приедут в Россию. Захочет ли Mazda ставить в шоу-румы новое поколение родстера MX-5, который будет весить меньше 900 кг и появится в продаже в 2014 году? Привезет ли Subaru или Toyota свой совместный проект легкого заднеприводного купе BRZ/GT 86, который в Японии заказывают в четыре раза чаще, чем ожидали производители? Наконец, появится ли когда-нибудь на просторах России легендарный Ford Mustang, чье последнее поколение считается лучшим за почти полвека существования модели?

Ответ на эти вопросы зависит во многом от благосостояния российских граждан, наличия у них свободных денег на «машину выходного дня» или автоспортивное хобби — например, автокросс. Впрочем, остается одно препятствие, на которое не могут повлиять ни экономическая политика, ни вкусы аудитории. Для создания дымного шлейфа из-под колес 400-сильного Chevrolet Camaro или достижения максимального значения G в крутой шпильке за рулем Renault Megane RS жизненно необходим сухой асфальт. Найти его в пределах нашей климатической зоны довольно непросто. Разве что в последний месяц весны и пару месяцев лета.

Автор — продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»