От редакции: Сильнее законов и власти

В гибели юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского обвиняется один человек: заместитель начальника Бутырского сизо Дмитрий Кратов. Дело против врача сизо Ларисы Литвиновой, обвинявшейся в причинении смерти по неосторожности, прекращено вчера ввиду истечения срока давности, сообщил вчера Следственный комитет России. Уголовное преследование Литвиновой прекращено благодаря медведевской гуманизации Уголовного кодекса: в декабре 2011 г. срок давности по преступлениям небольшой тяжести сократился с трех до двух лет. Эти два года истекли еще в ноябре 2011 г.

Родственники погибшего недовольны затянувшимся следствием и длительным пребыванием тюремных врачей на больничном, которое выглядело хитроумной уловкой. СКР настаивает на правомерности собственных действий: «Длительные сроки расследования этого дела обусловлены объективными причинами – в частности, необходимостью проведения ряда комиссионных судебно-медицинских экспертиз». Одно прекращение дела Литвиновой согласно изменившейся букве закона не вызвало бы бурной общественной реакции. Дело в другом. Когда в ноябре 2011 г. дело Кратова и Литвиновой передали в суд, СКР подчеркнул, что расследование основного дела о причинении смерти Магнитскому продолжается. Это давало надежду, что следствие изучит все обстоятельства дела. В частности, почему пациента тюремной больницы заковали в наручники, кто избивал его и было ли «применение спецсредств» причиной смерти 37-летнего юриста.

Однако за прошедшие месяцы мы не услышали ничего существенного об «основном деле» о смерти Магнитского. Зато активизировалось посмертное расследование дела об уклонении от налогов. Полицейские, вольно интерпретировав постановление Конституционного суда, пытаются посадить покойного на скамью подсудимых. Дело о смерти Магнитского, вероятно, решено прикрыть белым халатом. Впрочем, оскорбляет память Магнитского не столько это, сколько то, что хищения по схеме, выявленной покойным юристом, как показала «Новая газета» в статье-расследовании «НДС», продолжались безнаказанно в 2009–2010 гг. Люди, которые гораздо могущественнее любых законов и самой государственной власти, продолжают верховодить в стране.