От редакции: Высылка чиновников Москве не поможет

Мегапроект по высылке чиновников за пределы Москвы сверхпопулярен среди москвичей: надоели мигалки, многочасовые пробки и другие барские привычки «слуг народа». С глаз долой их всех куда подальше – хоть в Троицк, хоть в Сибирь. Лишь бы избавиться от ощущения, что живешь в кастовом обществе.

Идею расширения Москвы в 2,5 раза и переезда федеральных органов власти на новые территории выдвинул президент Медведев в июне 2011 г., а вчера мэр Собянин представил ему планы по расширению города и варианты размещения чиновников. Администрацию президента, к примеру, предлагается перевезти в район Звенигорода, а столичную мэрию – в Бутово.

Создание городов для бюрократии не новая идея. Так были созданы столицы Бразилии, Канады, Казахстана и многие другие. Однако надо помнить, что вынос за пределы МКАД федеральных учреждений обойдется в кругленькую сумму: аналитики Penny Lane Realty подсчитали, что чиновники в Москве занимают 407 138,8 кв. м. Если построить ровно такое же количество зданий в области, нужно как минимум $2 млрд – это без учета дорог и других коммуникаций, которые стоят еще дороже.

По оценке Натальи Зубаревич из Независимого института социальной политики, высылка чиновников за пределы Москвы обойдется стране в 10% ВВП на протяжении как минимум 10 лет. Бюрократия имеет пренеприятное свойство: на себя она расходов не жалеет. К тому же в российских условиях мегапроекты неизбежно приводят к большому распилу. Вряд ли жители страны захотят 10 лет жертвовать расходами на образование, здравоохранение, строительство дорог ради очередного столичного мегапроекта.

Планово-советский подход к решению проблем московской агломерации, предлагаемый Медведевым, не сработает. Развитие Москвы и области уперлось в институциональные ограничения. Пока крупный бизнес должен согласовывать каждый чих с Кремлем и Белым домом, сверхконцентрация органов власти в Москве и количество мигалок будут нарастать. Пока региональные чиновники обязаны получать разрешение центра по всем мелким вопросам, они будут продолжать толпами курсировать между правительственными зданиями. Ясно, что тут нужна не прирезка территорий и переезд чиновников за МКАД, а децентрализация функций управления страной и либерализация экономической деятельности.

Переселение чиновников почему-то увязано с изменением административных границ Москвы и даже, возможно, созданием столичного федерального округа – еще одной административной надстройки (которой тоже, кстати, понадобятся здания и новые сотрудники). Хотя вообще-то для переезда органов власти не требуется прирезки территорий – ничего не мешает правительству купить землю и построить новые здания в любом субъекте Федерации. А разгрузить центр Москвы очень легко рыночным путем – если арендная плата будет реальной и белой, а не символической и передаваемой в субаренду за взятки.

Складывается впечатление, что этот мегапроект лишь повод для передела ресурсов между группами влияния. Из-за изъятия территорий Московская область теряет 27 млрд руб. бюджетных доходов в год, а драгоценная подмосковная земля будет приносить ренту городским, а не областным чиновникам. Да и административный вес мэра Москвы после расширения города явно увеличится. Есть за что бороться.

Однако для решения конкретных хозяйственных задач рисование новых административных границ бессмысленно. Если бы власти действительно стремились решить насущные проблемы жителей города и области, достаточно было бы начать о них договариваться: об общих инвестициях в инфраструктуру, об утилизации мусора, о планах строительства жилья без ущерба для экологии и т. д.

А первым шагом должно быть серьезное обсуждение в обществе планов по развитию Москвы и области и референдум, о котором почему-то забыл президент-юрист. Напоминаем, что по Конституции РФ «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий».