Анастасия Голицына: Цукерберг испугался Instagram

Один миллиард долларов заплатит Facebook за мобильное приложение для публикации фотографий Instagram. О сделке на своей странице в социальной сети объявил основатель Facebook Марк Цукерберг. Эта цифра потрясла интернет-сообщество. «Теперь капитализацию Nokia можно оценить в 19 Instagram, а RIM – в 7 Instagram», – шутили в понедельник пользователи Twitter. Как можно заплатить такие деньги за приложение, когда сделать такое же на коленке – дело пары недель?

Приложение Instagram для iPhone появилось осенью 2010 г. Оно позволяет не просто публиковать мобильные фотографии в сети, но и обрабатывать их специальными фильтрами. Приложение стало популярным: сейчас в нем зарегистрировано 30 млн человек. А недавно Instagram выпустила приложение для пользователей телефонов Android, и число адептов Instagram за несколько дней выросло на 2 млн.

Это впечатляет. Правда, приложение Instagram бесплатно, рекламы в нем нет, а следовательно, нет и выручки. Тем не менее темпы роста аудитории действуют магически, и венчурные инвесторы охотно финансируют Instagram. Год назад фонды во главе с Benchmark Capital оценили всю Instagram в $25 млн, а уже в марте этого года инвесторы во главе с Sequoia Capital оценили компанию в $500 млн. И вот теперь $1 млрд. За год компания без выручки и c 13 сотрудниками подорожала в 20 раз, а за последние недели – еще вдвое, т. е. всего в 40 раз.

Что произошло за это время, можно только гадать. Есть предположения, что в переговоры с Instagram могли вступить другие гранды индустрии, например Google, пытающаяся потеснить Facebook с помощью соцсети Google+. В прошлом году Google хотела купить Skype примерно за $4 млрд, что удвоило цену для Microsoft – ей пришлось выложить за актив $8,5 млрд.

Другой вариант более интригующий – страх. Цукерберг просто испугался, что Instagram – это «будущий Facebook», который рано или поздно вытеснит его детище. Как еще недавно сама Facebook выдавила с рынка популярную соцсеть MySpace. Тем более что Instagram объединяет в себе две тенденции интернет-индустрии последних лет – мобильность (число пользователей смартфонов и планшетов растет) и тягу людей к публикации фотографий (яркий пример – взрывной рост популярности Pinterest, проекта, на котором пользователи делятся друг с другом изображениями).