Статья опубликована в № 3079 от 11.04.2012 под заголовком: Публичная политика: Экономика не для слабого премьера

Владимир Милов: Экономика не для слабого премьера

Сколь долго Дмитрий Медведев удержится в обещанном ему Путиным премьерском кресле? О вероятном скором уходе Медведева с этого поста открыто пишет все более широкий круг аналитиков.

Действительно, ситуация для Медведева не самая благоприятная. Отток капитала из России в I квартале превысил $35 млрд, правительственные экономисты объявляют о снижении прогнозов по росту ВВП, заговорили о возможном сокращении темпов роста экономики до 2%. И все это при ценах на нефть выше прошлогодних.

И это еще полбеды: в последние годы за номинально неплохими темпами роста ВВП в 4% и выше скрывались рекордно низкие с 1990-х гг. темпы роста реальных доходов населения, существенно отстававшие от прироста ВВП и в прошлом году еле вышедшие в плюс, на 0,8%. Это обстоятельство, кстати, немало способствовало росту протестных настроений в стране.

Прибавьте к этому перспективу нового этапа сложностей в мировой экономике, висящую в воздухе вилку между повышением налогов и пенсионного возраста – получается клубок экономических проблем, для решения которых нужен намного более решительный и разбирающийся в экономике управленец, чем уходящий президент. Заступая на президентский пост четыре года назад, Медведев предложил свою программу действий, основанную на четырех «И»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях.

С инвестициями все понятно – отток капитала из нашей страны не прекращался все годы президентства Медведева, побив все рекорды. Инвесторы разлюбили Россию – такого оттока капитала с других развивающихся рынков не наблюдалось. Причины прямо связаны с другим «И»: по качеству публичных институтов Россия скатилась в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума со 110-го места из 134 в 2008–2009 гг. на 128-е из 142 сейчас. Не менее впечатляющее падение в этом же рейтинге мы совершили и еще по одному «И» – инновациям: с 48-го места до 71-го.

Сложная экономическая ситуация требует назначения премьера, явно более компетентного в вопросах экономики, чем запутавшийся даже в своих четырех «И» Медведев. Отсюда и прогнозы о недолговечности Медведева-премьера.

Но Путину, во-первых, придется платить Медведеву за лояльность. Второго такого человека, отсидевшего бы во всевластном президентском кресле четыре года и даже не дернувшегося, ему трудно будет найти. А во-вторых, с момента увольнения Михаила Касьянова в 2004 г. Путин положил конец такому явлению, как самостоятельные личности на премьерском посту. По Конституции премьер – важная политическая фигура, особенно «если с президентом что-то случится». Поэтому Путин предпочитал отправлять туда персонажей типа Фрадкова или Зубкова, пренебрегая их слабостью и превыше всего ценя лояльность.

Медведев вполне вписывается в этот ряд персоналий. Но сегодняшнее положение дел в экономике может и не простить слабого премьера.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать