Евгений Жадкевич: Лучше деньгами

Что такое инсентив-туризм и зачем тратиться на фиделизацию

Каждая крупная компания спускает некоторое количество денег на ветер. Подобно немолодой собаке, прыгающей за фрисби на пляже с деланным щенячьим восторгом, я по долгу службы пытаюсь поймать эти купюры. С тех пор как яркие впечатления в подарок (отдых от семьи, еда от пуза и выпивка в хлам) стали считаться маркетинговым инструментом, моя работа состоит в том, чтобы продавать компаниям путешествия для поддержания лояльности их клиентов.

На профессиональном языке это называется «инсентив-туризмом» (от английского incentive — стимул). Допустим, вы — владелец аграрного холдинга где-нибудь на Алтае или Ставрополье — регулярно и помногу берете деньги в кредит и покупаете на них чертову тучу техники или импортных удобрений. А значит, наступит момент, когда банк, продавец техники или производитель удобрений позовут вас в короткую, ошеломительную и бесплатную поездку в Ирландию, Марокко или на остров Мадагаскар. В этой поездке вы встретитесь с такими же, как вы, серьезными бизнесменами и вместе с ними проверите на себе развлекательную программу, которую разработали девочки из маркетинга и нанятый ими трэвел-агент. Накупите сувениров, непродуманных подарков жене и, придерживаясь за печень, вернетесь домой, чтобы снова брать кредиты, покупать технику и удобрения у ребят, которые явно потратились на вашу фиделизацию.

Девочки из маркетинга корпоративного бизнеса, как правило, — симпатичные перфекционистки, наученные влюблять клиентов в свой бренд, баловать и удивлять их. Они умеют сочинять теплые тексты на открытках к Новому году и, как тигрицы, защищают свой маркетинговый бюджет в кабинетах начальников. Если бы не особенности налогообложения, инсентив-туры они тоже делали бы сами, не привлекая агентства путешествий, которые сплошь и рядом ленивы, невнимательны к деталям и норовят заработать на ерунде. Агентства путешествий, в свою очередь, пытаются умерить девичий пыл, понимая, что за реализацию сценария будет отвечать иностранный партнер, такой же жадный, но еще более ленивый и приземленный. Нормальная инсентив-поездка — результат компромисса, проявляющегося в том, что клиент не бегает в брендированных трусах по футбольному полю, не пьет вино с этикеткой спонсора и не знакомится с новой линейкой продуктов вместо того, чтобы поваляться на пляже.

Участники бесплатных инсентив-поездок понимают, что их развлекают на деньги, которые на них же и заработали. Поэтому нет более грустного зрелища, чем лица гостей, наблюдающих после десерта за фейерверком стоимостью тысячу евро в минуту. У каждого из них во рту послевкусие ложной халявы, а в голове работает калькулятор. Каждый хочет поскорее домой — сравнить цены приглаcившей его компании с предложениями конкурентов.

В расчете порадовать своего клиента заказчики инсентив-туров требуют от агентств путешествий пресловутого креатива, не отдавая себе отчета в том, как это трудно и бесполезно — предлагать что-то новое нашему крупному бизнесу. Я проиграл не один тендер, пытаясь вставить в программу инсентив-поездок элементы так называемого ответственного туризма вроде визита в перуанскую деревню, где гости могли бы установить фильтры для питьевой воды, без которых болеют дети, или продажи корпоративного улова на рыбном базаре в пользу благотворительной организации. Оказывается, все это утомляет клиентов больше, чем мишленовская еда, ночные клубы и трансферы на «мерседесах», которые по-прежнему считаются надежным маркетинговым инструментом.

Автор — генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»