Максим Трудолюбов: Нет одной дороги к счастью

Лидеры, способные создать новые политические партии, отказываются это делать. Спрос на обновление политической системы есть, новый закон – есть, а серьезных больших проектов, не инспирированных Кремлем, нет. Допустим, Михаилу Прохорову и Алексею Кудрину просто не разрешили начинать партстроительство. Но не строят партии и другие игроки, в частности Алексей Навальный.

Проблема не только в административных помехах: у партии должна быть идеология, а идеологии в наше время – крайне трудный материал. Со времен Просвещения идеология – это идейность, возведенная в науку. Коммунизм маскировался под научно обоснованное учение. Либерально-демократические идеологии пытались отвечать коммунистам с той или иной мерой научности. Спорщики были непримиримы, но они были согласны в том, что путь от начала к концу в принципе существует и что открыть законы движения по этому пути в принципе возможно. Такая «научность» давно ушла в прошлое.

Сегодня экономика и политология знают о развитии общества больше, чем во времена Маркса, и больше, чем во времена Сталина, Кейнса и Шумпетера. Но желающих провозгласить себя единственными носителями объективной истины сейчас гораздо меньше. Больше нет речи о едином пути.

Место идеологий заняли истории, или повествования. Нет одной главной истории о единственной дороге к счастью, а есть много конкурирующих историй. Например, история о том, что экономический рост ведет к расширению политических свобод, или история о том, что, ограничивая политические свободы, можно добиться быстрого экономического роста. Современные общественные науки озабочены стремлением понять направление каузальности – понять, где причина, а где следствие. Действительно, нужно ведь понять, что за чем следует, чтобы правильно рассказывать историю.

Но есть успехи и на других направлениях. Существуют истории о том, что миром управляют евреи, Трехсторонняя комиссия или американские спецслужбы. Такие истории удобны, потому что ими хорошо прикрываться, занимаясь в реальности воровством и обороной от посягательств на свои места.

Качество историй важно, потому что таково свойство человека – стремиться видеть связь между фактами, видеть начало, середину, кульминацию. Именно поэтому истории нужно рассказывать хорошо. А если их рассказывают плохо, то нужно уметь отличать стоящую историю от подделки. Важной оказывается мотивация рассказчика, его компетентность. Важным оказывается образование, признание коллег, премии, реализованные проекты и, в конце концов, сложившаяся репутация.

Итак, вернемся к началу, к партиям, – можно ли их строить? Можно наверняка. Но хороший политик должен быть, по-моему, не идеологом, не носителем одной правильной идеи, а хорошим редактором. То есть человеком, умеющим отличать убедительные и разумные повествования от необоснованных и фальшивых. Такой политик не должен связывать себя политической линией в узком смысле слова. И без этого он может находить решения проблем общества и, добившись одобрения этих решений, прокладывать путь к их воплощению.