Анастасия Лыкова: К черту лютики

Зачем нужны свадебные платья

Нам с детства знакомо мучительное чувство неловкости, – когда так стыдно за любимых взрослых, – которое всегда возникало на традиционной советской свадьбе

Одна моя знакомая сделала это в джинсовых шортах. Даже, строго говоря, в джинсовых трусах. Другая – в смокинге. Еще одна – в черном кружевном русалочьем платье. Также были замечены: комбинезон для беременных как у клоуна Клепы, балетная пачка и сарафан в голубые лютики.

Но самым радикальным способом явились в загс мои знакомые, которые нарядились в кеды и кожаные куртки и одолжили у соседей трех борзых собак.

Этих, конечно, из загса точно выгнали бы, но мама жениха дружила с заведующей загсом, поэтому все прошло очень быстро и очень весело. И уж конечно без Мендельсона.

Устроить традиционную свадьбу – это для большинства моих друзей казалось просто страшным сном. Никто из них при этом, заметьте, не жил в коммуне у Петлюры, не имел амбиций стать современным художником или даже арт-директором глянцевого журнала. Просто нам всем с детства было знакомо мучительное чувство неловкости – когда так стыдно за любимых взрослых, что хочется раствориться в воздухе, – которое всегда, ну просто всегда возникало на традиционной советской свадьбе. Вот дедушка Ваня выпучил глаза и орет голосом Карабаса-Барабаса: «Горь-рь-рь-ко!» А тетя Ирочка – самая прекрасная девушка во вселенной – вместо того, чтобы проигнорировать этот дурацкий призыв, покорно целуется со своим усатым женихом до счета 33. А вот еще неизвестная родственница с золотым зубом наклонилась под стол и укладывает в непонятно откуда взявшуюся авоську две бутылки водки.

В общем, нам такие праздники были не нужны. И мы заезжали в загс по дороге в отпуск или в роддом, в крайнем случае – устраивали отдельно вечеринку для друзей и скромный обед для родственников. И совершенно не расстраивались из-за отсутствия свадебных фотографий в платье и с букетом наперевес.

А потом прошло пять-семь-десять лет, и мы все разом об этом очень сильно пожалели. Да еще как пожалели. И та, что была в шортах. И та, что в смокинге. И особенно та, что в беременном комбинезоне.

И не только потому, что свадьбы теперь бывают самые разные и совсем не ужасные – и в Тоскане, и в Переславле-Залесском, и вообще без тамады.

И даже не потому, что дедушка Ваня уже такой старенький, а «Горько!» лично тебе так никогда и не кричал.

А еще потому – и вот мне ни капли не стыдно в этом признаться, – что никакого другого повода нарядиться прекрасной принцессой в жизни уже не будет. Даже в том случае, если вас каждый год приглашают на десяток благотворительных балов. Даже если вы снимаетесь в кино и ваше амплуа – сбежавшая невеста. И даже если вы в конце лета собираетесь замуж в третий раз.

Повод – уж давайте честно – был только один. Первая в жизни свадьба, в относительно еще юном возрасте. И мы его упустили. Упустили, упустили, упустили. Хоть плачь.

А тут еще на Кузнецком Мосту открылся магазин свадебных платьев американской марки Vera Wang.

Вы, конечно, знаете эти платья. Их нельзя не знать: они снимались в кино чаще, чем Джулия Робертс. И лучше этих платьев нет ничего на свете, потому что они ровно такие, какими мы себе представляли свадебные платья в семь лет.

Вот, например, свадебные платья от Юдашкина – это такая сбывшаяся мечта о морях и кораллах и прочих богатствах. И свадебные платья Lanvin – тоже сбывшаяся мечта. Но, скажем, девятиклассницы – чтобы быть самой модной и самой красивой во всей параллели.

Ну а Вера Вонг – c азиатским хладнокровием без промаха бьет прямо в ваше семилетнее сердце. И какой уж тут, к черту, голубой сарафан в лютики.