Яна Яковлева: Политический офшор

Михаил Прохоров после долгого молчания решил создать партию. Но не настоящую, а техническую: 500 юристов – членов партии будут «держать лицензию». Сам Прохоров не юрист, поэтому в партию к себе вступать не собирается. В партии не будет политиков – и выдвигать кандидатов в региональные заксобрания она будет не для политики, а для управления государством.

Запрос на правую партию сформировался давно. Протестные акции стремительно левеют, усиливается национал-патриотическое движение. «Рассерженные горожане», вышедшие на улицы против политики обмана и воровства, оказались без лидеров. Сами они говорят, что им лидеры не нужны. Может быть, но и просто так, без целей и без требования перемен, ходить по улицам надоедает. Новые левые, возглавившие последние протесты, среднему классу совсем не близки, как не близко требование «отнять и поделить». Но сформулировать свои требования без лидера невозможно.

Прохоров лидером быть не хочет. Долгое молчание и потом объявление о создании невнятной структуры говорит о том, что Прохоров боится быть лидером, боится заявлять позицию. Он пытается создать структуру, которая бы ассоциировалась с его именем, но не была бы напрямую к нему привязана. Другими словами, делает так, как делают бизнес в России: вроде бизнес есть, а собственников не найдешь. Они глубоко скрыты в офшорах на случай появления рейдеров любых должностей. Такова и политика, по мнению Прохорова: главное – не подставиться.

Может, так и надо? Путин – избранный президент. На шесть лет, вроде как все ясно. Какая тут может быть политика?

Но как же голоса граждан? Восемь миллионов поверили Прохорову. Ни один политик в мире не пренебрег бы этим доверием. Но холодный расчет и партийный бизнес-план не включают в себя таких понятий, как ответственность и готовность политика служить стране и людям, которые его поддержали.

Быть не лидером удобно и просто. Можно собираться, философствовать, рассуждать об идеологии и ждать одобрения своей деятельности свыше. Кроме Прохорова еще два человека формируют центры правой активности: Борис Титов и Алексей Кудрин. Титов собрал сторонников для обсуждения идеологической платформы правых, Кудрин – для поддержки гражданских инициатив снизу. Оба думают о создании партии – и оба пока не решаются. Аргумент – нежелание конкурировать со многими мелкими партиями. Неубедительно, но за этой отговоркой кроется нежелание идти против течения. Как бороться с властью за свободу и сохранность бизнеса, против наращивания расходов бюджета на военные и спортивные цели, против воровства и коррупции? И если начать это делать, то как обеспечить собственную безопасность и безопасность своего бизнеса? Стать настоящим лидером правых означает подставиться, ведь в отличие от левых и патриотов правым всегда есть что терять.

Назначенный лидером правых Прохоров создает политический офшор. Если до 2016 г. настоящий лидер не появится, вновь избранный парламент будет состоять из левых и национал-патриотов. Означает ли это приговор для России – всегда быть социалистической страной?