От редакции: Греческая передышка для евро

Мировой финансовый кризис, который вполне мог стартовать вчера, отложен. Исход внеочередных парламентских выборов в Греции оказался позитивным: греки, хотя и с очень небольшим перевесом, проголосовали за консервативную партию «Новая демократия», которая выступает за евро и за выполнение соглашения с кредиторами. По сути, это был референдум о том, оставаться Греции в еврозоне или нет.

Инвесторы вздохнули с облегчением – леворадикальная партия «Сириза», выступающая за то, чтобы послать всех кредиторов куда подальше (и уверенная, что Грецию все равно оставят в зоне евро, снабдив финансовой помощью), заняла второе место. Третье – у бывшей правящей партии социалистов «Пасок». Рынки воспрянули духом, вчера утром бодро росли индексы, нефть и рубль. Но эйфория продлилась всего несколько часов: рано радоваться, пока не решен главный вопрос – сумеют ли греки теперь сформировать коалиционное правительство. На это у них всего три дня, а противоречий множество.

Чтобы получить большинство в парламенте, «Новой демократии», набравшей около 30% голосов, придется сформировать коалицию с какой-то другой (или другими) партиями. И не факт, что это получится. Ведь месяц назад расклад в парламенте был примерно такой же, но объединяться никто ни с кем не захотел. Если, как в мае, греческие партии опять не смогут создать «правительство национального спасения», Грецию ждут новые внеочередные выборы. А всех остальных – новые финансовые потрясения, падение цен на акции, сырье и всеобщее бегство в доллар.

Странное ощущение – читать в отчетах крупнейших инвестбанков про особенности политических процессов в маленькой южноевропейской стране. Но никуда не денешься, сейчас весь мир зависит от договороспособности греческих политиков. Наилучший вариант – если «Новая демократия» сумеет объединиться с «Пасок». Чтобы представить, насколько это трудно, достаточно вспомнить, что они долгие годы были соперниками в двухпартийной политической системе.

Что заставляет верить, что на этот раз коалиция все же состоится? Разве что настроения греческих избирателей, которые вряд ли спокойно переживут еще одни внеочередные парламентские выборы. За минувший месяц взгляды греков еще больше радикализировались. Пойти на такую безответственность, как новые выборы, «Новая демократия» и «Пасок», скорее всего, не решатся и, наступив на горло собственной гордости, объединятся.

Это был бы лучший вариант, но все же из двух зол. Неопределенность и новые внеочередные выборы – это, конечно, катастрофа. Но если в Греции появится дееспособное правительство (из кого бы оно ни состояло), оно с большой вероятностью начнет добиваться пересмотра условий сделки с международными кредиторами. Ведь независимо от политической ориентации большинство греков уверены: навязанные им меры бюджетной экономии разрушают экономику страны.

Пересмотр соглашений с кредиторами, скандалы и дрязги будут лихорадить рынки, приводя то к подъемам, то к провалам.

Много сомнений и относительно того, сколько времени продержится новое греческое правительство. Долго ли смогут эффективно сотрудничать заклятые враги – «Новая демократия» и «Пасок»? Правые правительства в Греции и раньше приходили к власти ненадолго – им было трудно управлять страной даже в спокойные времена. Сейчас неустойчивой коалиции бывших соперников придется управлять государством в очень тяжелых условиях. Придется принимать очень непопулярные решения, при том что страну и так сотрясают непрерывные социальные протесты. К тому же придется иметь дело с жестко настроенной оппозицией и озлобленными соседями по еврозоне.

Как ни крути, удачный исход выборов в Греции в минувшие выходные – лишь минутная передышка для рынков. И даже если дальше ситуация будет развиваться по позитивному сценарию (формирование парламентского большинства и работоспособного правительства), определенности как не было, так и нет. Лето, скорее всего, будет очень неспокойным. Цена на нефть и, соответственно, рубль будут сильно колебаться. Развивающиеся рынки от финансовых потрясений страдают сильнее, и удар по России будет чувствительным.