Максим Гликин: Проблема строительства забора

«Если кто-то думает, что нас можно окружить противоракетным забором <...> вообще выломаем все, всю стену». Дмитрий Рогозин, вице-премьер

Россия создаст систему преодоления и подавления любой противоракетной обороны, пообещал в интервью «Эху Москвы» правительственный куратор оборонки, а ранее постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. И экспрессивно сравнил ЕвроПРО, создаваемую НАТО, с забором, который Россия непременно сломает.

Развивая этот замечательный образ, хочется для начала спросить у Дмитрия Олеговича: имеется ли у него дача и забор вокруг нее? И если имеется, то как он отнесется к планам неравнодушных к его участку сограждан разрушить эту преграду между частным пространством Рогозина и остальной страной?

И далее, как должны относиться европейцы, которые построили свой общий европейский дом и решили его охранять единой системой от гипотетических злоумышленников (или просто поставить дом на охрану, чтобы было спокойнее), к планам соседей еще на этапе строительства этого ограждения заняться работами по его ликвидации? Как они должны трактовать подобные побуждения соседей – как хулиганские? воровские? разбойничьи?

В этом, собственно, суть бесконечного спора вокруг ЕвроПРО между Россией и США. Россия требует юридических (а не просто политических) гарантий ненаправленности противоракет против России. США же такие гарантии дать не могут как минимум потому, что они противоречат здравому смыслу. Противоракеты направлены против ракет, откуда бы они ни летели. Если система будет сбивать ракеты из Ирана и не замечать те, что летят из Калининграда, – какова цена такой обороне? И ведь Россия не предлагает взять на себя юридические обязательства никогда по Европе не стрелять. Более того, намерения ее, как видим из реплик Рогозина (и многих других чиновников), отнюдь не дружелюбны. Причем об укреплении российских ПВО/ПРО военные и дипломатические чины говорят куда меньше, чем о системах преодоления ПРО соперника. Выходит, планируем не столько обороняться, сколько атаковать. Свой забор строить не хотим, но чужой не потерпим.

Параллельно наши чиновники и дипломаты из года в год уговаривают Европу установить с Россией безвизовый режим. Говорят: мы же друзья, пускайте к себе без звонка и приглашений. И добавляют: а если что – вышибем дверь. Как прикажете реагировать?