От редакции: Государство выше ответственности

История теракта в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 г. не закончена. Пострадавшие и родственники погибших в ходе освобождения заложников хотят узнать, чья халатность и нераспорядительность привела к смерти 130 человек и потере здоровья сотен бывших заложников. Они просят председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело по четырем статьям Уголовного кодекса.

Надежду на новое расследование потерпевшим дал Европейский суд по правам человека. В декабре 2011 г. он решил, что право на жизнь 64 заявителей и их родственников было нарушено из-за плохой организации спасательной операции. Суд отметил, что медики и спасатели начали действовать с опозданием и не знали о типе использованного газа, из-за чего 130 освобожденных заложников умерли в каретах «скорой помощи» и больницах. ЕСПЧ обязал Россию выплатить истцам в общей сложности около 1,3 млн евро. До этого отечественные суды регулярно отклоняли требования расследовать действия руководителей спецоперации и иски о возмещении материального ущерба и морального вреда.

По словам адвоката Игоря Трунова, если новое дело будет возбуждено и расследовано, в случае обвинительного приговора виновные не сядут в тюрьму из-за истекшего срока давности. Важен прецедент привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в массовой гибели людей.

История «Норд-Оста», увы, типична для России. Власти не признают ответственности за промахи спецслужб и должностных лиц, допустивших теракты, и пытаются переложить ее бремя (в том числе и выплату компенсаций пострадавшим) на террористов. В отличие от цивилизованных стран, где родственники жертв погибших получают солидное возмещение вреда и психологическую помощь, россияне, потерявшие родственников из-за терактов, обивают пороги инстанций и, потеряв веру в справедливость, обращаются в Страсбург. Этот круг проходят и пострадавшие в Беслане в сентябре 2004 г. Единственным виновником гибели 336 человек признан осужденный пожизненно Нурпаша Кулаев. Обвинявшиеся в халатности сотрудники местной милиции были амнистированы в 2007 г., руководители операции к суду не привлекались. В мае 2012 г. ЕСПЧ принял жалобы 447 жителей Беслана.