Анастасия Голицына: Руководство Microsoft "проспало" почти все инновации, связанные с онлайном

Корпорация Microsoft наконец призналась в том, что ей не очень удается наладить свой интернет-бизнес. Несмотря на то что у нее масса интернет-сервисов, включая поисковую систему Bing, онлайн-подразделение Microsoft много лет несет убытки. По оценке аналитиков Nomura, его потери за пять лет составили $9 млрд при $11,5 млрд доходов.

В этот понедельник корпорация сообщила, что будет вынуждена списать $6,2 млрд из-за неудачных вложений в интернет. Речь идет о покупке за $6,3 млрд компании aQuantive, когда-то второго игрока в мире на рынке автоматизации рекламных продаж. В отличие от Google, купившей примерно тогда же похожую технологию DoubleClick, Microsoft не удалось извлечь выгоду из своей покупки: по данным eMarketer, корпорация получает 13,7% всех доходов от размещения рекламы в поисковиках, тогда как доля Google – 74%.

Неудачи Microsoft в онлайн-сегменте во многом объясняются тем, что компания слишком поздно пришла на этот рынок. На нем уже работали такие гранды, как Google и Yahoo!. Можно сказать, что руководство Microsoft проспало почти все инновации, связанные с онлайном. Некоторой популярностью пользуется ее мессенджер Windows Live, но недавняя покупка корпорацией сервиса Skype говорит, что и в этом сегменте ей не удалось стать лидером. В то время как главный бизнес Microsoft – разработка софта – процветает и приносит компании основные доходы.

Некоторые считают, что единственный по-настоящему успешный продукт, который удалось создать Microsoft, – операционная система (ОС) Windows, до сих пор работающая на большинстве компьютеров в мире. Правда, основатель Apple Стив Джобс был убежден, что Microsoft в 1983 г. скопировала графический интерфейс своей системы с ОС Macintosh, которую разрабатывала Apple. Впрочем, и сам Джобс тоже использовал чужую идею, увиденную им на компьютере, созданном в центре разработок Xerox PARC.

При создании Windows основатель Microsoft Билл Гейтс проявил настоящее чутье. Это позволило ему стать самым богатым человеком в мире, а Microsoft – долго оставаться крупнейшей компанией по капитализации. Но с развитием интернета и особенно мобильных технологий чутье стало подводить. Microsoft пока так и не смогла укрепиться на рынке операционных систем для мобильных устройств. Хотя у нее были для этого все шансы, ее опередили Nokia, Apple и Google, ОС Android которой недавно стала самой популярной в мире. Microsoft могла стать лидером на рынке электронных «читалок», но Гейтс лично поставил крест на этом проекте: ему не понравился интерфейс, непохожий на Windows, пишет Vanity Fair. Microsoft одной из первых выпустила и планшетный компьютер, но не стала развивать это направление. А сейчас планшеты постепенно вытесняют другие компьютеры, и лидеры на этом рынке – злейшие конкуренты Microsoft – Apple и Samsung.