Александр Вершинин: Хруст и шелест

О новых применениях автомобильной магнитолы

Четыре микрофона в салоне ловят неприятные шумы и гасят их с помощью спикеров аудиосистемы

Заведите BMW M5 в тихом московском переулке, и в ответ на первое же нажатие акселератора сбегутся несущие службу полицейские – посмотреть, кто стреляет. Однако стоит захлопнуть двери, поднять стекла и отправиться в путь, как машина преображается. Владелец турбированной М5 путешествует в медитативном спокойствии капсулы, почти полностью изолированной от окружающей среды. На повадки спортседана это никак не влияет: если утопить педаль газа, руль по-прежнему яростно бьется в руках, а на дорожном покрытии в клубах синего дыма остается стометровый след резины. Но даже в экстремальной ситуации водитель борется со сверхмощной машиной в почти театральной тишине – нечто подобное можно испытать, разве что оказавшись в «глазу бури», в центре урагана.

Исключительное качество звукоизоляции вынудило баварцев применить военную хитрость: время от времени в салон автомобиля через динамики аудиосистемы транслируется запись звучания двигателя. Сидя за рулем, отличить симулированный звук от настоящего практически невозможно, но рука читавшего о системе Active Sound то и дело тянется к магнитоле – сделать погромче. Возможно, эту функцию предусмотрят в люксовом внедорожнике Maserati Kubang, который, как и BMW M5, должен ласкать слух владельца смоделированным спортивным рыком. С единственным немаловажным отличием: под капотом у Maserati будет стоять вполне заурядный дизельный двигатель с характерным тракторным ритмом.

Инженеры Audi тоже используют динамики бортовой аудиосистемы не по назначению – акустика новейших Audi S6, S7 и S8 маскирует от водителя и пассажиров тот факт, что мощный V8 в расслабленном крейсерском режиме работает буквально вполсилы, отключая половину цилиндров. Четыре установленных в салоне микрофона ловят любые неприятные шумы, вызываемые вибрациями уполовиненных двигателей, и гасят их с помощью спикеров аудиосистемы.

Используемая немцами технология Active Noise Control далеко не нова, активное шумоподавление с помощью волн, находящихся в противофазе к нежелательному шуму, уже используют в серийных машинах Honda в моделях Accord и Odyssey или гибридном седане Toyota Crown. Однако лишь создатели кроссовера Chevrolet Equinox, помимо их коллег из Audi, использовали трюк с шумоподавлением во имя экологии: они заставили двигатель машины чаще работать на экономных сверхнизких оборотах, а неизбежную в таком случае вибрацию и шум погасили звуком и специальными опорами двигателя.

Учитывая разнообразие манипуляций, которыми ради комфорта и удовольствия сегодня пользуются дизайнеры автомобилей, логично прийти к варианту, сочетающему все виды звукового жульничества в одном. Скорее всего разработка такой системы достанется конструкторам новой линейки американских седанов Lincoln MKS и MKZ. Обе машины не только уничтожают неугодные шумы в салоне, но и добавляют приятный рокот двигателя там, где он, в зависимости от положения педали акселератора, вполне уместен.

Станет ли звуковой контроль такой же популярной опцией, как контроль климата? Только в том случае, если будет настроен с умом, научится пропускать в салон важные для любого опытного водителя «аварийные» шумы: синкопу барахлящего двигателя, хруст спускающей шины, шелест стертых колодок или стук отработавшей свое подвески. Ведь оборудовать надежным электронным ошейником буквально каждый агрегат автомобиля все равно невозможно – индустрия разорится на датчиках.

Автор – продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»