От редакции: Виновники инфляции

Благодаря стечению обстоятельств россияне наконец получили ответ на вопрос, почему в нашей стране все постоянно дорожает.

Вместо обычного январского повышения тарифов инфраструктурных монополий и ЖКХ из-за президентских выборов их индексацию перенесли на 1 июля. Тарифы оставались прошлогодними вплоть до этой недели – и вот ошеломляющий результат: инфляция за пять месяцев еле перевалила за 2%, это абсолютный рекорд в истории страны. Обычно цены за такое время растут на 5–6%. Вот и стало понятно, кто у нас двигает цены вверх.

А дальше события развивались как при ускоренной перемотке пленки – только за первые два дня июля цены рванули вверх на 0,5%. Годовая инфляция, разумеется, будет выше прежних прогнозов – аналитики срочно переписывают цифры в отчетах. Подорожали не только газ, тепло, коммунальные услуги и электроэнергия, но также бензин, табак и алкоголь (правительство, как и планировало, повысило на них акцизы).

Ну а в чем трагедия, спросите вы. Непопулярные меры, которые сейчас реализует правительство, были утверждены еще зимой, все о них знали заранее. То, что формирование тарифов на газ, электричество, транспорт и коммунальные услуги у нас совершенно непрозрачно, – тоже давно известно. Если не населению, то профессионалам.

Особенность нынешнего момента в том, что резкий рост потребительских цен совпал со снижением цен на нефть и надвигающимся дефицитом бюджета. И совсем скоро гражданам откроется еще одна суровая правда – крайне высокая зависимость их личных доходов от нефтяных цен.

Сейчас доля бюджетных выплат в доходах населения составляет рекордные 27,5% – иными словами, почти треть потребительского спроса в стране формируется за счет госбюджета. А он очень сильно зависит от внешней конъюнктуры – половина бюджета состоит из нефтегазовых доходов, цена $80 за баррель считается уже критической, ставя под вопрос исполнение государственных обязательств.

Правительство, разумеется, обещает сохранить все социальные выплаты, несмотря на кризис. Но на граждан незаметно перекладывается все больше нагрузки. Наталья Акиндинова из Центра развития подсчитала, что повышение тарифов в сумме приведет к росту стоимости коммунальных услуг на 12%.

Вместе с повышением акцизов на алкоголь, табак и бензин эти меры обойдутся населению в 101 млрд руб. дополнительных расходов. Между тем очень скромный прирост доходов граждан в реальном выражении на 2,5% за январь – май почти полностью был обеспечен предвыборным повышением зарплат бюджетников. Такой щедрости долго еще не будет: не потому, что следующие выборы через шесть лет, а потому, что у правительства нет денег.

Вырисовывается грустная картина. Чем ниже доходы семьи и чем больше они зависят от государства, тем хуже будет себя чувствовать такая семья в годы кризиса. По данным Росстата, семьи с низкими доходами (бюджетники и пенсионеры чаще всего относятся именно к этой категории) тратят на ЖКХ, воду, газ, электроэнергию и топливо 17,4% своего семейного дохода. А богатые семьи – всего 8,6%. После нынешнего роста тарифов доля расходов на коммуналку у семей с низкими доходами может достигнуть 18–19% их личного бюджета.

Может быть, надвигающийся кризис заставит правительство отказаться от порочной системы ежегодного повышения тарифов? Эксперты говорят, что у инфраструктурных монополий (и в коммунальной сфере) есть колоссальные резервы для повышения эффективности и снижения издержек. Смешно, что монополисты ежегодно требуют повышения тарифов хотя бы на уровень инфляции – при том что они сами формируют эту инфляцию как минимум на треть. Их инвестпрограммы до сих пор не подвергались серьезному общественному аудиту и справедливо считаются черной дырой. Пусть непопулярные меры хотя бы раз будут адресованы не только их потребителям, но и им самим.