Андрей Колесников: За порядком в Амстердам

Страна, на счет «раз» вспомнившая заветы Иосифа Виссарионовича, с невероятной готовностью, которую трудно было предположить в людях, носящих под сердцем значок Brioni и имеющих, как правило, годовую или пятилетнюю шенгенскую визу, стала искать сама на себе «иностранных агентов». Причем каждый адаптирует это к поставленным (иногда самому себе) задачам. Например, известный экономист и эсер Оксана Дмитриева отделила хороших «агентов» – социально ориентированных, от плохих – тех, которые разрабатывают вредные экономические реформы на иностранные деньги. Сейчас это, по мнению бывшего министра труда, Высшая школа экономики, которая привнесла в Россию западную заразу в виде ЕГЭ, Болонского процесса, реформы здравоохранения (это когда у нас реформа здравоохранения-то проводилась?) и проч. В ВШЭ, надо отметить, в соответствии с исторической правдой ответили, что занимались этим по заказу правительства или по собственной инициативе, а не на западные гранты. То есть госдеп рядом не стоял.

Измельчала эпоха. Раньше в верной службе мировой закулисе, МВФ, ВБ, каким-то клубам с непроизносимыми названиями, Opus Dei и т. д. обвиняли целиком всю систему органов исполнительной власти РФ. Теперь вот только отдельные университеты. А агенты какие были? Не чета нынешним. Джеффри Сакс, Андерс Ослунд, Джонатан Хей. Эх, проспали жидомасонский заговор...

Нынче вообще жизнь какая пошла? Тренеры сборной России по футболу много лет «иностранные агенты». А иначе почему мы проигрываем? Судятся сколько-нибудь состоятельные люди не в России, а там, где не действует юрисдикция нашего «самого гуманного суда в мире». Например, в Лондоне. Этот феномен, правда призвав с ним бороться, не так давно объяснил премьер Дмитрий Медведев: «Неэффективность правовых систем всегда будет побудительным мотивом к тому, чтобы <...> обращаться к услугам иностранного суда».

Запад обложил нас своим продовольственным импортом, начался губительный процесс импорта институтов: ВТО уже у ворот, и даже иностранный наймит – Конституционный суд признал легитимность нашего присоединения к Всемирной торговой организации. Правда, вот что удалось за это время сделать, так это поселить беспрецедентных масштабов ксенофобию в душах сограждан. Они люто ненавидят Грузию и США, по ночам бормочут слово «Макфол», свято верят в оранжевые революции, не доверяют не только НАТО, но и ЕС. 47% респондентов, по данным «Левада-центра», считают, что сближение с НАТО идет вразрез с интересами страны, 10 лет назад таких было 37%; такая же динамика за десятилетие по ВТО – от 18 к 35%.

Ненависть к Западу, совмещенная с низкопоклонством перед ним, – самая устойчивая русская матрица. Норманская теория нашего происхождения, Петр Великий, «иностранный консультант Воланд», «догнать и перегнать Америку», МВФ, ЕГЭ – все это звенья одной унизительной цепи, карикатурность которой лишь подчеркивается депутатами Сидякиным, Яровой и Дмитриевой.

Однако мы столетиями продолжаем искать на Западе не только «агентов», но и «порядок». Как там у А. К. Толстого? «Не далее как к святкам / Я вам порядок дам!» / И тотчас за порядком / Уехал в Амстердам».