От редакции: Требуется агент

У Минфина появилась интересная традиция – продвигать создание Росфинагентства на пороге кризиса. Может, поэтому и не получается? В последний момент оказывается, что деньги срочно нужны на антикризисные меры, а их профессиональное долгосрочное инвестирование откладывается до лучших времен.

Если серьезно, то Росфинагентство давно пора запустить в работу. Потому что сейчас фонд национального благосостояния (ФНБ) и резервный фонд инвестируются с такими скромными результатами, что на их фоне даже депозиты Сбербанка кажутся сверхприбылью. Доходность от управления ФНБ – 3,41% в год, резервного фонда – 2,66%.

Конечно, нынешняя сверхконсервативная стратегия управления резервами сохраняет их от потерь. Но, с другой стороны, примеры инвестирования суверенных фондов в других странах показывают, что можно вкладывать их и в более рискованные инструменты, зарабатывать больше и при этом избегать потерь. Главное – нанять в Росфинагентство профессионалов, имеющих серьезную репутацию на фондовом рынке, и сделать это агентство независимым от произвольных действий правительства.

Росфинагентство ни в коем случае не должно стать вторым ВЭБом, главная проблема которого в том, что это непрозрачная структура, совмещающая в себе множество функций по управлению государственными деньгами. Часто эти функции прямо конфликтуют друг с другом. Это лучше всего видно на примере инвестирования пенсионных накоплений. ВЭБ вкладывает их преимущественно в российские государственные ценные бумаги. И получается, что как заемщику от имени правительства ВЭБу выгоднее занять деньги как можно дешевле, а как агент по размещению пенсионных накоплений он, наоборот, заинтересован в более высокой доходности этих же бумаг. Пока что выходит так, что выбор делается в пользу дешевых заимствований – т. е. мы своими пенсионными накоплениями обеспечиваем дешевые деньги для правительства на текущие расходы.

Росфинагентство должно быть заинтересовано главным образом в надежном и прибыльном размещении резервов. Если ему придадут еще и функцию по управлению госдолгом, нужно на законодательном уровне исключить конфликт целей.