От редакции: Пенсий на всех не хватит

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, отвечающий у нас теперь за пенсионную реформу, – человек радикальных убеждений. Он твердо настроен отменить накопительную часть пенсий и не скрывает этого.

Вчера на встрече с депутатами Госдумы он опять заговорил о пагубности принудительных пенсионных отчислений (Топилин настаивает на слове «принудительные» – работника ведь никто не спросил, хочет он копить на пенсию или нет). По мнению министра, эти отчисления (6% от фонда оплаты труда), если их пустить на текущие выплаты пенсионерам, могли бы решить проблему дефицита Пенсионного фонда.

Спешим предупредить: решат, но очень ненадолго. Если ничего не менять в устройстве пенсионной системы – не повышать пенсионный возраст, не отказываться от профессиональных и досрочных пенсий, не принимать других системных мер, – дефицит ПФР к 2020 г. достигнет 7% ВВП. Чтобы покрыть его только за счет страховых взносов, их ставку придется увеличить с 30 до 54% – бизнес этого точно не переживет.

Топилина по-человечески понять можно: накопительная часть пенсий в ее нынешнем виде все равно не спасет будущих пенсионеров – слишком уж мала. Зато дыру в текущем бюджете заткнуть можно. Где будет Топилин в 2030 г., когда каждый второй житель страны будет пенсионером и государство объявит пенсионный дефолт? Никто про него и не вспомнит. А тут синица в руках.

Россияне, которым сейчас 45 лет и меньше, со 100%-ной вероятностью переживут то, что их бабушки пережили во время монетизации льгот. Государство будет вынуждено признать, что оно не в силах платить пенсии на прежних условиях. Гораздо лучше, если оно объявит об этом сейчас, когда у молодых людей еще есть время накопить на старость.

В этих условиях тем более нельзя упразднять накопительную часть пенсионной системы – как раз ее надо всячески развивать, расширять и усовершенствовать. Часть пенсионных накоплений должна быть обязательной, поскольку опыт других стран показал: не стоит надеяться, что люди смогут обеспечить себя только за счет добровольных накоплений, такая сознательность свойственна меньшинству.