Максим Гликин: Путин не Медведев

«Он не уйдет не потому, что мы его защищаем, а просто потому, что за ним весьма и весьма значительная часть населения Сирии». Сергей Лавров, министр иностранных дел

Россия и впредь будет пресекать всякие попытки отстранить от власти президента Сирии Башара Асада. По трем простым причинам, следует из объяснений Лаврова. Мы стоим на страже международного права. Асад ведет себя достойно: он готов идти на переговоры с оппозицией, а она – нет. Наконец, значительная часть общества – за Асада.

Ровно год назад, когда шла гражданская война не в Сирии, а в Ливии, тот же Лавров заявил о ливийском лидере: «Каддафи должен уйти. Ему нет места в новой Ливии». А заместитель Лаврова Сергей Рябков уточнил: «Мы считаем, что полковник Каддафи своими действиями лишил сам себя легитимности».

В чем же отличие историй с Каддафи и Асадом? Международное право с тех пор не изменилось. Каддафи тоже был готов начать переговоры с повстанцами без предварительных условий. А в его поддержке «значительной частью населения» до последнего не сомневалось большинство настоящих российских патриотов. Что же до электоральной поддержки, определить ее затруднительно – прямых президентских выборов до войны не было ни в Ливии, ни в Сирии.

Сторонники позиции Лаврова могут возразить, что Каддафи был более жесток. Но вот вчерашнее сообщение наблюдателей ООН (ей Москва доверяет) об исследовании обстоятельств «зачистки» правительственными войсками сирийской деревни Тарамсех (погибло до 200 жителей деревни, десятки домов разрушены): после артобстрела «армия проводила обыски каждого дома, вызывая мужчин и требуя их показать удостоверения личности <...> многие были убиты, остальных мужчин вывезли из деревни».

Разница есть – в самой России. Тогда ею руководил Дмитрий Медведев. Он счел (а вслед за ним и Лавров с Рябковым), что в гражданской войне наступает точка невозврата, после которой правитель теряет легитимность, а переговоры с ним идут только об условиях ухода. Теперь у руля Владимир Путин, который счел реакцию преемника – ошибочной, дальнейшие действия Запада – вероломными, а правителей – имеющими право удерживать власть всеми доступными средствами, как бы ни выглядели они в глазах мирового сообщества. Поэтому Асад – молодец, а Запад не резолюцию от нас получит, а, выражаясь по-путински, «от мертвого осла уши».