Борис Сафронов: Альфа-банк получил рейтинг инвестиционной категории

Впервые российский частный банк получил хорошую оценку: агентство Fitch присвоило Альфа-банку рейтинг ВВВ-. Это первая ступень новой, уже не спекулятивной, но инвестиционной категории.

Впрочем, «Альфа-групп» никогда не сторонилась острых конфликтов, невзирая на могущество оппонентов, среди которых были экс-министр Леонид Рейман, ВР, «Роснефть». Отмечая политические риски для «Альфы», Fitch отдает должное умению ее акционеров выстраивать отношения с властью. В 2008 г. банк вместе с другими получил кредит ВЭБа, а 10 годами ранее – поддержку ЦБ и кредит АРКО «на развитие филиальной сети».

Такого не было никогда, даже в 2007 г., когда о глобальном кризисе еще не задумывались, баррель нефти стоил $100, а российская экономика росла на 7%. Да и вряд ли скоро повторится: Fitch прямо заявило, что других частных банков, которые могли бы в ближайшее время претендовать на инвестиционный рейтинг, в России нет.

Среди наших банков «Альфа» и правда стоит особняком. Один из старейших в стране, он единственный (кроме Сбербанка) 20 лет в неизменном виде входит в число лидеров. Он не создавал бридж-банков в кризисы, не делал громких покупок (едва ли не единственная – приобретение средней по размерам «Северной казны») и не менял владельцев.

Большинство крупных состояний в 90-е гг. начиналось с банков, но затем их владельцы находили новые, более крупные активы, а банки отходили на второй план и при удобном случае продавались. «Альфа-групп» владеет долями в не менее крупных компаниях, чем Альфа-банк, – нефтяной, телекоммуникационных, розничной, но банк остается для Михаила Фридмана и его партнеров любимым ребенком. Они были в ярости, когда лет 10 назад появилась статья о продаже Альфа-банка одному из мировых мейджоров. А когда вкладчики в кризис 2004 г. стали забирать из банка деньги, его акционеры разместили в нем личные $700 млн, напомнив слоган первой рекламной кампании Альфа-банка: «Да, это мой банк».

Рейтинг Альфа-банка повышен, в то время как агентства меняют оценки банков в основном в худшую сторону. Но проблемных внешних активов у «Альфы» мало, а с внутренними она начала решительно разбираться, как только грянул кризис. Добиваясь возврата долгов, он заслужил репутацию самого жесткого кредитора. Один из споров, грозивший привести к закрытию задолжавшего предприятия, пришлось решать президенту Дмитрию Медведеву.

Переход в «инвестиционную» категорию снизит стоимость привлекаемых Альфа-банком денег и поможет ему развить успех. Все в его руках. Единственный в СНГ частный банк, имевший инвестиционный рейтинг, – казахский БТА национализирован.