От редакции: Увеличивать, а не сокращать накопления

Хуже полной отмены накопительной части пенсий может быть только частичная – это самый верный способ ее окончательно дискредитировать.

Но именно такой скверный компромисс предлагает нам вице-премьер Ольга Голодец: она хочет сократить отчисления на накопительную часть пенсии с нынешних 6% от фонда оплаты труда до 2%, а разницу пустить на покрытие дефицита Пенсионного фонда (подробности – в статье «Государство возьмет пенсии», «Ведомости» от 26.07.2102).

Даже сегодняшние 6% отчислений дают будущему пенсионеру довольно скромную прибавку к пенсии – максимум 2000 руб. в месяц. Что уж говорить о 2% – они сделают накопительную компоненту совершенно условной величиной, которую будет не жалко и отменить по причине бесполезности. Неужели на это и рассчитывает Голодец?

Половинчатые решения часто бывают выгодными. К примеру, объяви правительство сегодня о полной отмене накопительной части пенсии – ему пришлось бы решать несколько трудных задач. Во-первых, выяснять отношения с обиженными будущими пенсионерами, во-вторых, у бизнеса появится веский аргумент, чтобы поставить вопрос о снижении социальных взносов, в-третьих, придется искать какие-то другие источники дешевого финансирования внутреннего долга (сейчас ВЭБ активно пользуется пенсионными деньгами, чтобы покупать облигации Минфина, – соответственно, за счет будущих пенсионеров финансируется дефицит бюджета).

Придется и как-то распорядиться уже накопленными за 10 лет деньгами граждан (к концу года их наберется 2,6 трлн руб.), а это задачка не из легких. Если эти деньги просто национализировать, как, например, сделала Венгрия, это будет мощнейший удар по инвестиционному климату и репутации России как места притока капитала. А у нас и так деньги бегут из страны со страшной скоростью. Если государство позволит себе присвоить личные пенсионные накопления, это ударит и по репутации Владимира Путина – в конце концов, пенсионная реформа 10 лет назад проходила именно под его руководством. Отменить все ее результаты – значит расписаться в ошибочности своих же решений.

А отменить накопительную часть, формально не отменяя (оставить всего 2% отчислений), – отличный выход для правительства. Можно заткнуть дыру в Пенсионном фонде, но при этом избежать скандала, сохранить лицо и говорить: вот же, смотрите – у нас есть накопительный компонент, все как в развитых странах. А ВЭБ по-прежнему будет иметь в своем распоряжении кучу денег – длинных и дешевых. Можно хоть дефицит бюджета финансировать, хоть пускать их на инфраструктурные облигации, хоть на другие сомнительные проекты. Жаль, конечно, будущих пенсионеров – пенсий они не увидят, зато формальности будут соблюдены.

Критики нынешней пенсионной системы, к сожалению, во многом правы. Накопительная часть пенсий и правда пока инвестируется бездарно и не прокормит в старости даже обладателей больших белых зарплат.

Но это причина не отменять ее, а наоборот, развивать. Нужно не сокращать процент обязательных пенсионных отчислений, а увеличивать.

Исследования показывают, что 9 из 10 человек склонны жить сегодняшним днем, нигде в мире пенсионные системы не построены только лишь на сознательности и добровольных накоплениях граждан. Поэтому и существуют обязательные взносы.

Нужно придумать новые правила инвестирования пенсионных денег – ведь другие страны нашли способы делать это эффективно, почему мы не можем? При этом инвестировать пенсионные деньги желательно в такие активы, стоимость которых не зависит от решений нашего правительства. ВЭБ не должен быть одновременно и агентом по инвестированию пенсионных денег, и заемщиком на рынке гособлигаций.

Наконец, нужно дать как можно больше возможностей для добровольных пенсионных накоплений: освобождать пенсионные взносы от налогов, дать больше свободы частным пенсионным фондам, а для уменьшения рисков подключить страхование пенсионных накоплений. Корпоративные пенсионные отчисления тоже должны быть освобождены от налогов – и «на входе», и «на выходе».

Рынок пенсионных денег в России только-только начал развиваться, подрубать его сейчас – преступление против будущего.