Максим Трудолюбов: Лишить власти молодых и снять проблему

Когда-то у молодых была яркая картинка будущего: была романтика, были надежды на науку, на космос, государство, само собой разумеющееся и вечное. Нынешние 20- и 30-летние понимают, что надеяться они могут только на самих себя, что им придется решать огромное количество проблем, оставленных поколениями родителей и дедов. Это интернациональная ситуация.

Политолог Иван Крастев на недавнем семинаре в Московской школе политических исследований рассказывал, как изменилось отношение к будущему в современной Европе: «Если раньше о будущем европейцы думали как инженеры, то теперь – как страховые компании». Действительно, кредиты – это деньги, взятые в долг у будущего. Будущее пугает, это риск, от которого нужно страховаться.

Молодые теряют власть в Европе, говорит Крастев. Культурная пропасть между поколениями растет. Пожилые люди отстаивают свои интересы, не пропускают выборов. Молодые осознают, что им в будущем придется не только платить по собственным долгам, но и кормить все больше пожилых граждан. Долговое бремя европейцев велико: в Польше, Венгрии и Чехии – около 30% ВВП, в Германии – более 50% ВВП, в Англии – почти 80%. В России же объем кредитов населению совсем невелик – около 12% ВВП.

А молодые все равно теряют власть, хотя и терять тут особенно нечего. Крошечную накопительную часть пенсии, которая имела смысл только как первый шаг к ее увеличению, планируется сократить. Можно было бы компенсировать это расширением возможностей для инвестирования, но инвестиционный климат в стране ужасен, рынок развит слабо, ограничения для пенсионных накоплений велики. Еще одна форма вложений в будущее – покупка недвижимости – усложнена монополизированным рынком и дорогой ипотекой. А отказ государства заниматься повышением качества правовой среды, защитой собственности вообще ставит над будущим огромный знак вопроса.

Даже человек, не зависящий от властей и привыкший надеяться только на себя, вынужден примириться с мыслью, что возможности государства вмешаться в его будущую жизнь практически безграничны. Если законы перекраиваются каждый год, если коррупцию государство скорее поощряет, чем борется с ней, если постоянно действующих правил, по сути, нет, то на что можно рассчитывать в будущем? Успех в бизнесе может обернуться потерей бизнеса и свободы. Активная жизненная позиция – преследованием и заключением.

Что российские политменеджеры придумают после законов по борьбе с «иностранными агентами» и «педофильским лобби», т. е. с получателями грантов и пользователями интернета? Может быть, закон о кощунстве. Или какой-то способ маркировать всех сотрудников компаний с иностранными названиями. Признать врагами всех, кто хочет сохранить накопительные пенсии. Это удобно – среди тех, кто моложе 45 лет, самые неприятные нынешнему режиму возрастные когорты.

Молодые поколения теряют власть во многих странах – в основном по экономическим причинам. А вот в России лишение власти молодых выглядит как осознанный политический проект.