От редакции: Разбор космических недолетов

Позиции России как космической державы слабеют. В результате невыхода отечественной ракеты-носителя «Протон-М» на расчетную орбиту потеряны два дорогостоящих спутника связи. Разбор полетов сегодня начнет ведомственная комиссия Роскосмоса (см. статью на стр. 02).

Вчерашняя авария – восьмая с декабря 2010 г. Регулярные сбои при запуске отечественных космических аппаратов – это не только потерянные деньги и угроза экологии. На фоне недавней успешной посадки американского марсохода Curiosity на Красную планету они выглядят обидным ударом по престижу страны и заставляют задуматься о причинах кризиса в области, которая до недавнего времени считалась одним из немногих неоспоримых конкурентных преимуществ России. Ситуация заслуживает скрупулезного независимого аудита и широкого общественного обсуждения. Неудачные запуски российских космических аппаратов вызваны разными причинами: ошибками программистов, отказами оборудования, злоупотреблениями. В ходе расследования обстоятельств падения спутника «Фобос-грунт» в ноябре 2011 г. выяснилось, что 62% смонтированных на нем микросхем непригодны для работы в космосе из-за чувствительности к излучению. Их можно было устанавливать только на земле или в самолетах.

Тем не менее можно говорить о системных причинах кризиса отечественной космической отрасли. Одна из них – советское наследство. Из-за высокого качества и относительной дешевизны ракет и двигателей наши конструкторы не тратили достаточных усилий и ресурсов на разработку надежных электронных компонентов и систем управления спутниками и кораблями. В случае потери спутника на замену быстро запускали новый. Сейчас отставание столь ощутимо, что нередко на запусках применяют зарубежные компоненты, что порождает проблемы совместимости.

Другая проблема – замкнутость космической отрасли, привычка ее руководителей и чиновников работать в атмосфере тайны. Они используют оборонное назначение части программ, для того чтобы засекретить все. В отличие от NASA и Европейского космического агентства, которые закрывают лишь данные о военных аппаратах, Роскосмос вообще не публикует отчеты о запусках и расследовании неполадок. Закрытыми остаются и проверки ведомства. Так, например, случилось в сентябре 2011 г., когда Счетная палата заявила о выявленных финансовых нарушениях в Роскосмосе, но засекретила доклад о проверке.

Независимые эксперты вынуждены искать причины неудач неформально, пытаясь получить сведения у страховых компаний. Отсутствие официальной информации позволяет чиновникам манипулировать общественным мнением, выдавая СМИ абсурдные версии аварий.

Кроме того, закон «О космической деятельности» превращает Роскосмос в самодостаточное ведомство, которое разрабатывает космические программы и само контролирует их исполнение. В США и Франции разработки NASA и CNES открыто обсуждаются заинтересованными ведомствами при участии независимых специалистов, а затем в парламенте.

Секретность и замкнутость – питательная среда для злоупотреблений и воровства. В мае 2011 г. Счетная палата выяснила, что, несмотря на достаточное финансирование программы «Глонасс» (102 млрд руб. в 2002–2010 гг.), расчетные цифры были достигнуты только по 18 показателям из 28. Меньше месяца назад Главное управление экономической безопасности МВД начало расследование дела о злоупотреблении полномочиями руководителей компании «Российские космические системы». Их подозревают в расходовании выделенных из бюджета на оплату работ по системе «Глонасс» 565 млн руб. через фирмы-однодневки.

Еще одна проблема – отсутствие ясных приоритетов в освоении космоса. Компетентность политических руководящих указаний под большим вопросом. К примеру, последнее увлечение курирующего ВПК вице-премьера Дмитрия Рогозина – защита Земли от астероидов и комет. Он призывает институты отрасли заняться именно этими задачами.