Мария Эйсмонт: Когда процесс важнее результата

Оргкомитет протестных действий готовит масштабный и амбициозный проект: всероссийские выборы лидеров оппозиции. Голосование за членов координационного совета планируется провести 7 октября – в день рождения Путина и за неделю до единого дня голосования. Любой российский гражданин, считающий себя сторонником идеи системных изменений в стране в сторону представительной демократии, или объявивший себя таковым, или просто пожелавший участвовать, сможет зарегистрироваться в качестве избирателя и проголосовать за 45 членов совета; 30 из них будет избрано из так называемого общегражданского списка, еще 15 человек пройдут по квотам: по пять от каждой из трех идеологических курий – левых, либералов и националистов. Любой человек, заплативший взнос в 10 000 руб., сможет стать кандидатом, и никто не сможет снять его с выборов, поскольку никаких ограничений в агитации не будет. Главой выборной комиссии назначен екатеринбургский политик Леонид Волков. Помимо него в комиссию вошли представители каждой курии, общественных организаций, занимающихся наблюдением за выборами, и привлеченные эксперты. Голосование пройдет одновременно онлайн и офлайн, и организаторы заверяют, что им удастся с помощью различных верификационных процедур обеспечить принцип «один человек – один голос».

В этом амбициозном проекте немало слабых мест. Сами выборы, как неизбежная конкуренция и конфликт, станут вызовом для некоторых представителей оппозиции, и без того часто с большим трудом находящих общий язык. С другой стороны, наличие гарантированных мест в совете для кандидатов от трех идеологических курий – именно тех трех, которые представлены в самопровозглашенном оргкомитете, – может вызвать обоснованные вопросы избирателей типа «Почему именно националисты, а не экологи?». Кроме того, наличие равных квот не позволит оценить реальную популярность каждой из представленных сил у протестного электората.

Длинный список кандидатов, из которого каждому избирателю предстоит отметить целых 45 человек, может обескуражить голосующих, привыкших за последние годы к небольшому выбору.

Нерешенными пока остаются многие важные вопросы. Как при таком количестве кандидатов правильно организовать дебаты и где их проводить? Удастся ли сформировать комиссии во всех или хотя бы в большинстве российских регионов? Как добиться максимального регионального представительства в совете, если скорее всего голосовать будет в основном Москва?

Однако положительного в этой истории, на мой взгляд, значительно больше. Главное – у протестного движения, начавшегося на волне требований честных выборов, появился шанс организовать и провести такие выборы: с прозрачной процедурой регистрации кандидатов и подсчета голосов, с настоящей предвыборной борьбой и равными возможностями кандидатов. Это тот случай, когда процесс важнее результата и когда главный результат – правильно организованный процесс. Если все стороны признают, что выборы прошли честно, это будет доказательством того, что нормальные избирательные процедуры в России возможны. Главное – захотеть.