Кортни Уивер: Суд над антипутинскими панками

Кто сказал, что панк-рок мертв? Уже несколько недель самые обсуждаемые звезды в России – не заезжие знаменитости, а местная группа с антикремлевским хитом «Богородица, Путина прогони!». Группа Pussy Riot прославилась не благодаря своим музыкальным талантам, а из-за того, что три ее представителя – Мария Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова – находятся за решеткой и ожидают, что им дадут немалый срок за акцию в храме Христа Спасителя.

Россия знала немало политзаключенных. Но эти трое, пожалуй, самые модные и продвинутые. Три девушки от 22 до 30 лет, увлекаются английским панк-роком 1970-х гг. и свободно цитируют как философа XVI в. Мишеля де Монтеня, так и акмеиста Осипа Мандельштама. Как заметил на страницах «Новой газеты» адвокат Марк Фейгин: «Не каждый день, понимаете, встретишь молодых людей, которые засыпают с томиком Фихте».

Их известность росла космическими темпами в течение 10-дневного суда, который начался 30 июля после пяти месяцев предварительного заключения, и достигла пика в день, когда каждая из девушек выступила с последним словом. В пятницу 17 августа судья вынесет приговор, виновны ли они в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти. Но ее вердикт будет иметь гораздо меньшее значение, чем подобные решения могли иметь когда-то.

Дело Pussy Riot стало настоящим подарком для российской оппозиции. Большинство россиян не согласны с радикальностью их акции и крайне левыми взглядами. Но во время суда члены музыкальной группы вышли за эти рамки, заставив вспомнить о преследовании диссидентов в СССР и став символом нового поколения образованной и политически активной элиты.

Группа Pussy Riot, вышедшая из арт-группы «Война», официально ведет свою историю с прошлого года – с того момента, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев объявили о своей рокировке, что дало Путину еще как минимум 12 лет власти.

Три девушки – подруги, вместе с остальными членами группы (количество которых не ограничено) они встречались в кафе и квартирах, чтобы подискутировать на темы философии, искусства и политики.

Их сторонники быстро выявили различия между членами группы. Толоконникова, чьи губы заставляют вспомнить Анжелину Джоли, по словам мужа, «эмоциональна и артистична». Алехина – человек, откликающийся на вызовы, борец за защиту окружающей среды и поэт, увлекается классикой и во время суда стала неофициальным спикером группы. Самуцевич – самая уравновешенная из троицы, фотограф, увлекается теорией искусств, творчеством Мишеля Фуко и Бориса Гройса.

В последний день суда, среду, девушки хладнокровно и вызывающе зачитали свои последние слова. «С одной стороны, мы сейчас ожидаем обвинительный приговор. По сравнению с судебной машиной мы никто, мы проиграли. С другой стороны, мы победили, – сказала Самуцевич. – Сейчас весь мир видит, что заведенное против нас уголовное дело сфабриковано. Система не может скрыть репрессивный характер этого процесса», – сказала она.