Леонид Смирнягин: Учиться спортивным победам у США

Итоги лондонской Олимпиады породили множество комментариев и дебатов, и едва ли не самой важной темой оказался поиск причин столь быстрого и впечатляющего роста достижений Китая. При этом почти каждый участник подобных дебатов считает своим долгом подчеркнуть, что Китай, дескать, хорошо усвоил и применил чисто советскую модель развития спорта. Суть этой модели видится почти всегда в массированной поддержке государства, притом не только денежной, но еще и психологической, идеологической, из-за которой на первый план выдвигаются национальный престиж, патриотизм, доказательство превосходства политического строя страны.

Суждения такого рода служат заодно объяснением неудач российской сборной, которой, мол, было отказано в той щедрой заботе государства, какую проявляла советская власть. Отсюда легко вывести рецепт возвращения былых позиций на Олимпиадах: вернитесь к советской щедрости – и результаты не заставят себя ждать.

Между тем гораздо более поучительным для нас, россиян, мог бы служить пример Соединенных Штатов. Эта страна не просто победитель последних Олимпийских игр – она еще и мировой рекордсмен по суммарным (за всю историю игр) достижениям. На летних Олимпиадах эта страна завоевала 2399 медалей (первое место), на зимних еще 253 (третье место после ФРГ + ГДР и Норвегии). Если судить по советским меркам, то можно было бы лишь догадываться, какие же неслыханные деньги были закачаны в эту машину высших спортивных достижений.

На самом же деле дело обстоит ровно наоборот.

Важнейшая особенность спорта в США – практически полное отсутствие прямого вмешательства государства. В отличие от бывшего СССР и нынешней России, в отличие от Китая и многих других стран здесь нет специального ведомства по спорту в составе правительства, нет бюджетных ассигнований на спорт, итоги соревнований не используются в политической жизни. Национальный олимпийский комитет США не получает никакой государственной финансовой поддержки – ни прямой, ни косвенной.

Главная причина в том, что спорт считается в этой стране сугубым делом гражданского общества и опирается на громадный фундамент физкультурного движения, в основе которого лежит один из важнейших компонентов американской культуры – привычка к личным оздоровительным мероприятиям. Американская статистика говорит, что главные виды этих мероприятий таковы (в скобках приблизительное число активных участников, в миллионах человек): оздоровительные прогулки (90), регулярная утренняя гимнастика (53), плавание (52), «палаточный» туризм (47), рыбалка (35), велосипед (37), поднятие тяжестей (33), аэробика (30), хайкинг, т. е. однодневный туризм по пересеченной местности (28). В баскетбол регулярно играет почти 30 млн любителей.

Огромное развитие получили спорт и физкультура в средней и высшей школе. Здесь они представлены многими тысячами команд, в том числе: американский футбол – 64 000 команд, бейсбол – 47 000, легкая атлетика – 46 000, соккер, или европейский футбол, – 43 000, баскетбол – 32 000, бег по пересеченной местности – 25 000, плавание – 20 000. В последние годы среди девушек огромную популярность завоевал соккер, и здесь США играют одну из первых ролей в мире. В большинстве штатов (особенно на Среднем Западе и Горном Юге) проводятся собственные соревнования среди школьников (в основном по футболу и баскетболу).

Отсутствие государства в спортивном деле вовсе не значит, что на Олимпийских играх члены американской команды выступают просто от своего имени, представляя только себя в личном качестве. Напротив, американские спортсмены ничуть не уступают другим в патриотизме. Более того, у них, у спортсменов и у зрителей, этот патриотизм сплошь и рядом выливается в нарочитую демонстрацию, в которой главную роль играет национальный флаг: им размахивают, его целуют, в него даже закутываются... Нарочитость эту, впрочем, вполне искупают и несомненная искренность подобных чувств, и радостный их настрой.

Американцы отличаются особой любовью не только к тому, чтобы непосредственно участвовать в спортивных соревнованиях, но и к тому, чтобы болеть за свою команду. Даже школьные и университетские соревнования регулярно собирают тысячные аудитории, а средняя посещаемость игр «большой четверки» (Национальная футбольная лига – NFL, Главная лига бейсбола – MLB, Национальная баскетбольная лига – NBA, Национальная хоккейная лига – NHL) превышает 15 000 зрителей. Финал кубка по американскому футболу в 2012 г. побил все исторические рекорды по размеру телевизионной аудитории (будь то кино или что иное): его смотрело 111 млн американцев и еще 55 млн человек за рубежом. Отчисления телевизионных компаний, продажа билетов и реклама обеспечивают лигам «большой четверки» гигантские бюджеты. В конце 2010-х гг. суммарный годовой доход команд NFL составлял около $11 млрд, MLB – $7 млрд, NBA – почти $4 млрд, NHL – $3,3 млрд; во всем мире с ними может сравниться только английская премьер-лига ($3,6 млрд в год). Ведущие профессионалы этих лиг – настоящие идолы американской публики (особенно у детей), их популярность несравнимо выше, чем у любых политиков. Неудивительно, что они получают громадные гонорары – по многу миллионов долларов в год. Масштабы спортивного бизнеса в Америке характеризует такой факт: в прошлом году команда «Лос-Анджелес доджерс», одна из самых титулованных в бейсболе, объявила о своем банкротстве, но владельцам удалось ее продать в нынешнем году за $2 млрд.

Спору нет, трудно копировать такую огромную и сложную систему, которая складывалась многие десятилетия и в которой народная страсть переплетается с многомиллиардным бизнесом. Но уроки из нее извлечь стоит – по крайней мере два. Во-первых, блистать на Олимпиадах можно, оказывается, не только с помощью гигантских государственных ассигнований. Во-вторых, даже без этих денег призер Олимпиады готов прославлять свою страну на весь мир – правда, прежде всего именно страну, а не государство.