От редакции: Новые оценки для губернаторов

Эффективность работы губернаторов с 2013 г. будут оценивать по-новому. Согласно президентскому указу от 21 августа 2012 г. деятельность региональных властей будет определяться по 11 путинским критериям (вместо медведевских 74). Важнейшими критериями Путин считает ожидаемую продолжительность жизни и численность населения, затем инвестиции в основной капитал, деятельность малых предприятий и доходы бюджета. Оценка деятельности властей населением на последнем месте в списке показателей. Кроме того, в Кремле будут учитывать долю выпускников, не сдавших ЕГЭ, и уровень смертности от естественных причин. Вес каждого из критериев в указе не прописан, только порядок выдает приоритетность. Экономических показателей в списке больше, чем социальных.

В частности, продолжительность жизни – весьма сложный показатель, который, как утверждают демографы, меняется волнообразно, причем волны могут быть очень длинными – никакого губернаторского срока не хватит. Качественная медицина – важная, но не единственная составляющая этого показателя. Возможно, важная роль этого критерия – способ улучшить оценку руководителей проблемных регионов. Лидер по продолжительности жизни сейчас Ингушетия (около 80 лет), а также Чечня (75). Численность населения и ее динамика – тоже противоречивый показатель. Конечно, приток жителей и рост рождаемости показывают, что в регионе есть условия для жизни. Однако одновременно это дает преимущество регионам с традициями больших семей, регионам с благоприятными природно-климатическими условиями и, кроме того, может породить попытки улучшить показатели за счет статистических и административных хитростей: учитывать прибывших и убывших жителей или давать мигрантам российское гражданство.

Объем инвестиций в экономику (исключая бюджетные средства) – более четкий показатель, но нельзя забывать, что среди ключевых инвесторов в нашей стране – госкорпорации и госкомпании. Направления их инвестиций определяются в высших эшелонах власти. Оценка эффективности губернаторов, таким образом, оказывается в большой зависимости от предпочтений первых лиц государства и лоббистских способностей глав регионов.

Попробуем сравнить показатели двух регионов, главы которых ушли в отставку вскоре после выборных кампаний, – Пермского края (Олег Чиркунов) и Самарской области (Владимир Артяков).

Первого эксперты считают продвинутым новатором, второго – скорее консерватором, привыкшим опираться на госпомощь. Пермский край проигрывает Самарской области по 6 из 11 путинских критериев, в частности по численности населения, продолжительности жизни, доходам бюджета, инвестициям, результатам ЕГЭ и уровню безработицы. Примерное равновесие наблюдается по доле нового жилья в его общей площади и уровню доходов. Пермский край впереди по уровню зарплат, у него ниже показатели смертности. Если спросить у жителей, то Пермский край окажется лучше Самарской области. Фонд «Общественное мнение» регулярно замеряет уровень удовлетворенности жителей положением дел в регионе (в том числе и властями). По данным, собранным летом 2011 г. (54 000 человек по всей России), уровень удовлетворенности у пермяков – 47 баллов, у самарцев – 36 (средний показатель по России – 42). По медведевским критериям Пермский край занимал 11-е место по качеству госуправления и 33-е по динамике изменений, Самарская область – 47-е и 73-е места соответственно. Так что путинские критерии серьезно меняют картину. Губернаторы, которые раньше были «хорошими», теперь могут оказаться «плохими».

Ясно, что одна из задач нового способа оценки – показать, что демократическая привычка полагаться на мнение граждан есть вздор. Хорошо. Еще одна – что медведевские критерии были плохие. Тоже понятно. Ну а что же все-таки предлагается оценивать? Во-первых, способность губернатора добиться денег от центра и умение манипулировать статистикой. Во-вторых, климат, традиции и историю каждого региона за последние лет 100. Именно долгосрочные тенденции определяют примерно треть путинских критериев.