Александр Грек: Подойдите ближе

Появление недорогих зеркальных цифровых камер вывело фототуризм на принципиально новый уровень

Я обожаю цитату величайшего фотографа Второй мировой войны Роберта Капы: «Если ваша фотография недостаточно хороша, значит, вы подошли недостаточно близко». Прошло семьдесят лет, но в фотографии ничего не изменилось, и съемка дикой природы не исключение. Если вы видите фантастический кадр, то с вероятностью 95% фотограф подобрался к объекту вплотную. Именно так работает венгр Бенсе Мате, на данный момент лучший фотограф на земле, снимающий птиц.

Объевшиеся рыбой косолапые позволяют делать портреты короткофокусным объективом

Секрет Бенсе прост: он мастерит недалеко от облюбованных пернатыми мест комфортабельный подземный домик, изготавливая стену из полупрозрачного зеркального стекла, через которую птиц видно прекрасно, а вот фотограф остается невидим. Завоевав почти все награды на земле в своей категории, Бенсе превратил свое хобби в бизнес – он сдает свои комфортабельные фотодомики фотографам-любителям. А на вырученные деньги строит новые, сам снимает там сливки и также пускает их в оборот. Независимо от квалификации вам гарантированы уникальные кадры, причем сделанные в очень комфортных условиях. В основном фотодомики разбросаны по Венгрии, но уже есть филиалы в Бразилии и Коста-Рике. Цена с проживанием – 250 евро в сутки.

Появление недорогих качественных цифровых зеркальных фотокамер вывело в последнее время фототуризм на принципиально новый уровень – зачастую любительские кадры не уступают профессиональным. Некоторое время профи держались за счет знания уникальных мест съемок и труднодоступности последних, но сейчас мы становимся свидетелями того, как и это преимущество сходит на нет. По всему миру охота с ружьем вытесняется фотоохотой, и уже не первый год фотографы National Geographic жалуются на туристов с камерами, толпой стоящими за спиной. Что поделать, Земля маленькая, а чудесных мест с дикими зверями еще меньше.

Например, большинство эффектных кадров охоты белых акул на морских котиков сделаны в ЮАР в заливе Фолс-Бей. Местные фотографы-натуралисты Крис и Моник Фаллоузы дер­жат здесь свою компанию Apex Shark Expeditions и гарантированно выводят фотографов на требуемые кадры. Их услугами пользуются съемочные группы National Geographic, BBC, Animal Planet и Discovery. Ничто не мешает и вам за $200 в день воспользоваться услугами госте­приимных южноафриканцев.

Практически все кадры охоты африканских хищников делаются в долине Окаванго (единственное место, где они охотятся днем), и почти все охотничьи базы в этом районе перепрофилированы под фотосафари, и проводник за небольшое вознаграждение выведет вас точно в ту же точку, откуда были сделаны знаменитые снимки. Львы, леопарды, антилопы, жирафы, гиены и прочая живность прилагается и подпускает она фотографов на расстояние вытянутой руки.

Лучших медведей снимают на Камчатке и Аляске во время нереста лососевых – объевшиеся рыбой косолапые позволяют делать портреты короткофокусными объективами. Лучшие лоси и олени – в сентябре на Аляске. На Мадагаскар едут за портретами китов, хамелеонов и лемуров. Даже скрытной росомахе не удалось избежать этого бизнеса: один предприимчивый финн прикормил у себя в лесу семейство росомах, выстроил напротив места кормежки комфортабельный домик и сдает его натуралистам с фотокамерами.

Впрочем, прочитав эту статью и слетав в такое фотосафари, не следует бежать с фантастическими кадрами в журналы. Профессиональные фотографы, открывающие такие бизнесы, «выжали» каждое место до последнего кадра, и фотоагентства переполнены ими. Так что вы получаете именно то, за что заплатили: собственный фотошедевр на собственную стену. Ни больше ни меньше.

Автор – главный редактор «National Geographic Россия»