От редакции: Незаслуженный отдых

Среди идей, которые выдвигают чиновники по поводу пенсионной реформы, есть много откровенно вредных (например, отмена пенсионных накоплений). Но есть и такие, которые очень хочется поддержать. Минфин, Минтруд и Министерство социального развития двигаются в правильном направлении, когда пытаются изменить систему досрочных пенсий, доставшуюся нам от Советского Союза.

Существование досрочных пенсий – одна из причин разбалансировки нашей пенсионной системы. Каждая третья пенсия у нас назначается досрочно. В 45 лет массово выходят на заслуженный отдых люди самых разнообразных профессий – многие из них на самом деле трудятся в нормальных условиях. Учителя и работники театров, милиционеры и работники сельского хозяйства. Список профессий, представители которых имеют право на досрочную пенсию, огромен и поражает воображение – это сотни категорий граждан.

Бюджет несет непомерно тяжелое бремя расходов на выплату досрочных пенсий. Из-за них реальный пенсионный возраст в России гораздо ниже, чем официальный. Если государство сумеет переложить ответственность за досрочные пенсии на работодателей, возможно, нам не потребуется повышение пенсионного возраста.

Но этот шаг по своей политической сложности вполне сопоставим с повышением пенсионного возраста или монетизацией льгот. Он затрагивает очень большую часть населения и наталкивается на жесткое сопротивление со стороны бизнеса. К тому же помимо обиженных работников вредных производств, жителей Крайнего Севера и других льготников отмена досрочных пенсий касается огромной армии силовиков, которые часто выходят на пенсию в молодом возрасте. А у них большой ресурс влияния на руководство страны.

Чтобы изменение системы досрочных пенсий прошло менее болезненно, надо обязательно сопровождать его массовой разъяснительной кампанией в СМИ. Люди должны понимать, что изменения будут растянуты на годы – те, кто уже заработал досрочную пенсию, не лишатся ее одномоментно. И конечно, должна быть хорошо продумана система стимулов для работодателей, которые должны платить корпоративные досрочные пенсии людям, реально работающим во вредных условиях. Эти люди не должны пострадать.