Александр Вершинин: Герань для уюта

Фикусы, красивые девушки и анатомический срез – приемы, которые используют производители для продвижения своих машин на автосалонах

Состоящий из шасси, двигателя и руля скелет автомобиля можно увидеть на открытках с Парижского салона 1904 года

Старейшему в мире Парижскому автосалону в этом году исполнится 114 лет, его собрату в Нью-Йорке – 112 лет, а знаменитому Женевскому автосалону – 107 лет. Каждый из них начинался как выставка-продажа, где авто­мобилями торговали, словно медной посудой или тыквами с грядки. Поэтому первые французские автосалоны были скорее похожи на бутиковую улицу или богатый рынок: каждый производитель огораживал выделенную ему территорию кованой оградой, загонял внутрь как можно больше самодвижущихся колясок, а в центре композиции ставил стол и пару стульев – для подписания бумаг и пересчета выручки. Над стендом-крепостью нависали причудливые инженерные конструкции, на которых крепились исполинские барочные вывески с названием бренда и даже гербы производителя. Для уюта стенд, а иногда и каждый четырехколесный экспонат в нем обильно декорировали живыми растениями.

Герань, фикусы и пальмы были единственным непременным украшением автосалона вплоть до середины 1950-х годов, когда им на смену пришли изысканно одетые фотомодели. Например, футуристический родстер французской марки Simca 1954 года в Париже уже представляла очаровательная брюнетка. Девушка стала одной из первых фотомоделей на подиуме: тремя годами раньше, во время Франкфуртского автосалона, места в салоне автомобилей еще занимали одетые по последней моде глянцевые манекены.

За неимением столь мощного оружия продаж, как женская красота, производители автомобилей были вынуждены проявлять находчивость. Практика организации анатомических музеев – когда один из экспонатов красиво разбирают на радость публике – существовала практически с первых лет выставочного бизнеса. Состоящий из шасси, двигателя и руля скелет автомобиля можно увидеть на открытках со стенда Renault на Парижском автосалоне в 1904 году. Двадцать лет спустя те же французы распилили от переднего до заднего бампера полностью собранный Ballot 1923, не пожалев ни сидений, ни блока цилиндров, ни трансмиссии. Многие автобренды до сих пор используют этот трюк для демонстрации передовой технической начинки модели: в таком виде в Москву привозили Nissan GT-R. Еще более красивый анатомический срез был придуман лишь много позже – в 1961 году специалисты Renault разобрали знаменитый хэтчбек 4L, подвесив друг над другом кузов, салон с сиденьями, двигатель, трансмиссию и, в самом низу, шасси.

Бразильцы из Fábrica Nacional de Motores поняли идею анатомического музея на стенде по-своему, и на выставке в Сан-Паулу в 1966 году украсили спорткупе FNM Onca чучелом настоящего ягуара. Впрочем, превращение выставки в дорогостоящее шапито к этому времени уже было делом вполне привычным. Еще в 1931 году на Лондонской выставке в Earls Court между машинами британской сборки вдруг очутились быстроходные катера, а с потолка на посетителей пикировал вполне настоящий гидросамолет – настоящая атака британской машинерии на всех фронтах. На Парижском автосалоне в 1959 году изобретательные сотрудники Renault собрали на стенде компании нешуточную карусель, состоящую из трех заводских Renault Dauphine, целую неделю ездивших по бутафорской развязке с круговым движением.

Ну а если пальмы, анатомия и художественные инсталляции не помогали продажам, последней надеждой любого бренда оставался национальный лидер. В 1967 году Шарль де Голль навестил экспозицию Парижского автосалона. Президент поинтересовался ценами на представительские лимузины Mercedes-Benz и Rolls-Royce, нашел их высокими, а затем любовался необычными фарами моделей Citroën – на которых, собственно, и ездил. В начале этого года Барак Обама воспользовался пиар-ходом де Голля и посетил автомобильную выставку в Вашингтоне, посидел за рулем гордости американского автопрома Mustang Shelby GT500 и назвал машину «клевой». В степени внимания к автопрому его обогнал разве что рейхсканцлер Адольф Гитлер, который в 1933 году лично объявил о планах выпуска дешевых автомобилей для широких масс и гоночных болидов для мирового гран-при на автосалоне в Берлине. Что примечательно, на выставке в следующем году болид-победитель от Auto Union присутствовал на стенде уже с лавровым венком, гербовым орлом и персональной охраной из двух штурмовиков.

Автор – продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»