Максим Трудолюбов: Путь к сакрализации власти

Мы давно привыкли, что по-настоящему ключевые политические изменения не обсуждаются у нас публично. Весной еще можно было спорить о том, каким будет «новый Путин». По словам невозможно было судить. Но за первые сто дней нового президентства сделано достаточно дел, чтобы можно было представить, к чему клонит президент и его управляющие.

Вещи, которые должны находиться в центре публичного политического процесса, – налоги, пенсии, ключевые законы – проносятся мимо публики незаметно и без разговоров. Важнейшая для будущего страны пенсионная реформа, решающая судьбу одного из немногих действующих у нас современных институтов – накопительной части пенсии, – рискует пройти почти незамеченной. Экономист Владимир Назаров напомнил в недавней статье («Почему чемодан нельзя бросить», «Ведомости» от 27.08.2012), что при накопительной пенсионной системе люди приобретают долю в будущем своей страны. Из имеющегося у нас зачатка этой системы еще можно сделать такую, которая поможет гражданам начать мыслить рациональными категориями – начать воспринимать налоговую политику и инвестиционный климат как важные темы. Ведь от этих вещей зависит будущее благополучие семей. Это еще можно сделать, если ставить своей задачей развитие общества. Но имеющиеся предложения Минтруда и Пенсионного фонда говорят о том, что над логикой будущего возобладает логика затыкания дыр и тушения пожаров. Какая там «Стратегия-2020»...

То же касается и истории с повышением тарифов ЖКХ и того, как она высвечивает противоречие между губернаторскими бизнес-проектами и интересами общества (см. редакционную статью). Это тоже вполне конкретный вопрос, способный перевести отношения между обществом и государством в рациональное русло.

Но именно этого власти стремятся избежать. В центр общественного внимания буквально силой вталкиваются вопросы, которые вызывают предельно иррациональные реакции. Общество религиозных неофитов, каким российское общество безусловно является в силу истории, погружается в токсичную дискуссию об ответственности за богохульство. Понятна цель – мобилизация ускользающего большинства, которое теперь задумано превратить в «моральное большинство». Но технология, которая для этого используется, уводит общественный диалог все дальше в область эмоций, смутных иллюзий, ненависти и откровенного безумия.

Совершенно очевидно, что политический менеджмент признал рациональный способ обновления общественного договора бесперспективным. О тех, кто принимает решения, предлагается судить не с точки зрения их эффективности, а по тому, насколько они благочестивы. Первые сто дней президентства свидетельствуют, что выбран путь создания врагов, путь мифологизации прошлого и настоящего и, наконец, путь сакрализации власти. Пока речь идет о сакрализации текущего расклада сил. Подлинная сакрализация требует введения сакрального в саму основу общественного договора. А добиться этого можно несколькими способами, например воссоздав монархию или построив «незам» по иранской модели. Это, стало быть, и есть политическая стратегия.