Александр Вершинин: Я милого узнаю по покупке

Каким видят отечественного водителя зарубежные автопроизводители

Население России – нищие и страшно закомплексованные офисные клерки, барствующие жители села, отрезанного от большой земли непроходимым бездорожьем, и сбежавшие из семей отпрыски техасских нефтяных магнатов. Примерно к такому заключению может прийти иностранец, не слишком знакомый с нашей историей, зато посетивший международный автосалон в Москве.

Качественное отличие завершившегося столичного автошоу – легко читаемая таргетированность автомобильных премьер. Еще пару лет назад машины всех марок свозили в выставочные залы с единственной целью поразвлечь зевак, но в этом году многие бренды подготовили сюрпризы для тщательно выбранной целевой аудитории. Поэтому список дебютов ММАС можно, при известной фантазии, считать собирательным образом отечественного водителя – каким его видят из-за границы.

Получившийся портрет впечатляет своей эксцентричностью. Большинство крупных концернов, производящих весь модельный спектр от супермини до внедорожников, продолжают считать Россию державой третьего эшелона, где так любят бюджетные седаны, сконструированные из хетчбэков. И пусть добавление массивного багажника нарушает тщательно продуманную дизайнером линию кузова хетчбэка, зато производитель экономит на цикле разработки, а покупателю вместо молодежной игрушки предлагается солидный автомобиль в респектабельном трехобъемном форм-факторе. Создатели лифтбека Skoda Rapid, седанов Citroen C4 L, Opel Astra, Nissan Almera и Chevrolet Cobalt подчеркивают, что российский покупатель для них – важнейший.

Однако величайшей амбицией для каждого отечественного водителя, по мнению западных маркетологов, остается собственный внедорожник. Этот стереотип настолько универсален, что на локальном рынке вскоре соберутся все мыслимые производители SUV-сегмента – от индийской Mahindra до специализирующейся на Северной Америке Acura. В отличие от аудитории бюджетных седанов российские поклонники паркетников и внедорожников имеют славу требовательной публики. Специально для них в исключительно бюджетный Renault Duster будет установлена мультимедийная система с навигацией, а Volkswagen Amarok наконец обретет автоматическую коробку передач. Покупателю с ограниченным бюджетом предложат китайский кроссовер Lifan российской сборки с 5-летней гарантией, клиенту с бездонным кошельком – эксклюзивную версию Infiniti FX50, сконструированную с участием чемпиона «Формулы-1» Себастьяна Феттеля, за один карбоновый задний спойлер для которой просят внушительные двести тысяч рублей.

Без этой последней категории граждан, легкомысленно вкладывающих гигантские суммы в автомобили люксового сегмента, образ русского автовладельца оказался бы неполным. Именно в расчете на сказочно богатых клиентов компания Rolls-Royce впервые приняла участие в столичном автосалоне, показав Phantom Coupe Aviator, а конкурирующая Bentley заявила о планах создавать бронированные версии машин для России. Отчаявшиеся вернуть россиян в кабины гражданских машин, американцы пошли ва-банк и наконец-то привезли в страну спортивные модели Cadillac CTS-V, Chrysler 300C SRT8, Jeep Grand Cherokee SRT8. Чем мощнее и дороже, тем лучше, иначе богатый русский машину не купит.

Автор – продюсер сайта агентства экономической информации «Прайм»