Максим Трудолюбов: Заплыв Путина по реке Янцзы

Чем дольше Владимир Путин будет у власти, тем меньше будет круг правителей, с которыми его можно сравнивать – просто по длительности срока. В этом клубе все реже будут встречаться президенты и все чаще монархи-долгожители, председатели и генсеки. Если считать, что два шестилетних срока будут освоены полностью, то к 2024 г. Путин окажется в одной лиге с Мао Цзэдуном, Сталиным, Николаем I и другими правителями, усидевшими на троне от 25 до 30 лет.

У долгих правлений своя динамика. В жизни человека, долго находящегося у власти, наступает день, когда он осознает: пора обновить договор с народом и показать средний палец соперникам. Со стороны может казаться, что он окружен преданными соратниками, но сам правитель, заходящий на второй большой круг, видит другую картину. Он видит угрозы: поджимает возраст, подрастают соперники, готовят к предъявлению счет за провалы. Нужен переход на новый уровень.

Вот как в беседах с Глебом Павловским об этом говорил Михаил Гефтер: «И тогда через голову собственных функционеров, твердых и преданных сталинцев, Сталин обратился к народу <...> В политике остались только он сам – и народ, определяемый им через «врагов народа» <...> Вырастал непроходимый для заурядного политика перевал – но, взяв его, Сталин стал Сталиным. Сдвиг был геологический, вся семантика вдруг переменилась: народ – все те, кто не враги народа <...> Сталин – вождь народа». Сталин сделал два таких рывка, говорит Гефтер: в 1930 г. (коллективизация) и в 1937–1939 гг. (большой террор).

Для Мао Цзэдуна ключевым рывком стала культурная революция. К середине 60-х в Китае распространяются слухи, что вождь стар и болен. И вот в 1966 г. Мао предпринимает широко освещаемый СМИ заплыв по реке Янцзы. Сразу после этого помолодевший 72-летний вождь атакует либеральное крыло партии и объявляет войну интеллигенции. Через репрессии прошла вся партийная элита, напоминает китаист Василий Кашин. Нынешние руководители КНР – дети жертв тех событий.

Для Ивана Грозного переходом на новый уровень была опричнина. Для Генриха VIII – разрыв с Римско-католической церковью. Примеров много. Но нам здесь, конечно, интереснее всего понять, в какой точке своего правления находится нынешний российский президент. Кашину, хорошо знающему историю Китая, полет Путина с журавлями не показался смешным. Чем не заплыв по реке Янцзы? Не собрался ли президент доказать что-то своему окружению? Не решил ли совершить геологический сдвиг? Тут и враги народа как раз выявлены – и все под рукой.

Если сравнивать с некоторыми предшественниками, то самое время. Сталин совершил свой переход на новый уровень в 13-й год правления (если считать с 1924-го). Путинский 13-й уже идет.

Это все, конечно, глупости. Нет в природе таких закономерностей, скажет нормальный историк. Хочет политик доказать, что он молод и полон сил, – так кто не хочет? Смешны алхимические опыты с датами, скажет человек со здоровой психикой. Может быть, и так. Но что они, русскую историю не читали, что ли?