От редакции: Трудовые резервы

Проблемы присутствия трудовых мигрантов в России и их влияние на отечественный рынок труда регулярно становятся предметом бурных дискуссий и отражаются в новостях. На днях Министерство труда и социальной защиты объявило, что в 2013 г. отечественной экономике потребуется более 1,7 млн иностранных рабочих, что соответствует практике предыдущих двух лет.

Чтобы вести предметный спор о вредном или полезном влиянии гастарбайтеров на экономику и трудоустройство местных жителей, важно понять их роль на рынке труда, мотивы найма мигрантов работодателями и отношение самих россиян к конкуренции извне. В последние годы число трудовых мигрантов было достаточно стабильным, в 2011 г. разрешение на работу получило около 1,1 млн человек, еще более 100 000 получили российское гражданство и 35 000 человек – разрешение на работу как квалифицированные специалисты. Всего, как сообщил в феврале 2012 г. директор ФМС Константин Ромодановский, в России находится около 9,5 млн иностранцев, треть из них нелегалы.

Казалось бы, эти данные подтверждают, что дешевые мигранты из сопредельных стран отбирают рабочие места у россиян и служат питательной почвой для криминала. Но ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Гастарбайтеры едут прежде всего в регионы, где требуются рабочие руки. По данным исследования Михаила Денисенко, Никиты Мкртчяна и Юлии Флоринской из Института демографии ВШЭ и Елены Тюрюкановой из Института социально-экономических проблем народонаселения РАН «Иностранная рабочая сила на рынке труда России», 45% разрешений на работу для иностранцев выдается в столичных агломерациях. Представление о низком качестве зарубежной рабочей силы верно лишь отчасти. 57% официально занятых иностранцев – квалифицированные рабочие, еще 10% – руководители и специалисты, низкоквалифицированные рабочие составляют 25% иностранной рабочей силы.

Труд гастарбайтеров использовало около 16% организаций и частных предпринимателей. Дешевизна лишь один из мотивов их привлечения. По данным ВЦИОМ, 42% работодателей нанимали гастарбайтеров из-за нежелания россиян заниматься тяжелой и грязной работой, 31% не нашли местных работников нужной квалификации (среди крупных предприятий – 44%), более 20% пожаловались на низкое качество работы россиян.

Треть признались, что взяли мигрантов из-за возможности платить им низкую зарплату и из-за более легкой процедуры увольнения. 32% работодателей полагают, что могут заменить мигрантов на россиян, если придется платить им более высокую зарплату. 23% готовы сделать это, если отечественные работники будут меньше пить, 21% – если они будут лучше работать, столько же не верят в возможность найма россиян на рабочие места мигрантов.

Труд иностранцев оказывается более рентабельным, несмотря на сложности регистрации (опрос проводился до облегчения процедуры выдачи разрешений на работу в конце 2010 г.) и проблемы с надзорными органами. Привлекательность найма мигрантов достигается не только их низкой стоимостью. Во многом это следствие несовершенства отечественного трудового законодательства, порождающего чрезмерно высокие издержки увольнения избыточных сотрудников. Издержки повышаются избыточным вмешательством госорганов в трудовые отношения: негласными запретами и уголовными делами за экономически обоснованные увольнения работников. Если ослабить бумажную защиту, россиянам будет легче конкурировать с мигрантами.

По данным Росстата, безработица в России в августе 2012 г. достигла исторического минимума и оказалась ниже 4 млн человек. Даже если трудоустроить всех российских безработных, для мигрантов, которые, по данным ФМС, занимают около 5 млн рабочих мест, нашлись бы вакансии. Иностранная рабочая сила в ближайшие годы потребуется отечественной экономике при любом сценарии развития страны из-за снижения численности российских рабочих рук. Важно повысить качество мигрантов и облегчить их адаптацию.