Владимир Милов: Банкротство или национализация

На прошлой неделе в экономическом клубе компании ФБК мы вместе с Сергеем Гуриевым (РЭШ), Владимиром Назаровым (Институт Гайдара), Игорем Николаевым (ФБК) и другими экономистами обсуждали перспективы новой волны экономического кризиса в России. Грянет ли она и как скоро – вопрос, слишком много непредсказуемых факторов в мировой экономической ситуации: что будет с еврозоной, мягкая или жесткая посадка ждет Китай и т. п. Но вероятность негативных сценариев высока.

Учитывая это, стоит вспомнить об опыте прошлого кризиса и отдать себе отчет в том, что в случае серьезных неприятностей повторение модели государственной антикризисной политики образца 2008–2009 гг. будет невозможно. Для этого попросту нет ресурсов.

Тогда, в 2008 г., ключевой проблемой стали огромные долги корпораций и банков – на пике, в III квартале 2008 г., они превышали $500 млрд. После начала кризиса, оттока капитала и падения экспортных цен государство потратило огромные средства на спасение корпораций и банков от дефолта – в этом была суть антикризисной политики. Невзирая на крайне неосмотрительные и неэффективные предкризисные инвестиции, этот сектор избежал банкротств, зато экономика в 2009 г. упала на 8%.

Корпоративные и банковские долги стали сокращаться и к июлю 2010 г. достигли минимума в $410 млрд, но потом последовал их быстрый рост, и сейчас, по данным ЦБ, они вернулись к предкризисному уровню, вновь превысив $500 млрд. Но так легко, как в прошлый раз, спасти корпорации и банки не получится: резервный фонд сейчас составляет всего $60,5 млрд, тогда как в ходе активной фазы кризиса из него было потрачено почти $120 млрд (фонд уменьшился со $143 млрд на докризисном пике до $25 млрд на дне в конце 2011 г.). Расходы бюджета увеличились с 6,5 трлн руб. в 2008 г. до планируемых 13,4 трлн руб. в 2013 г. – дальше наращивать их уже некуда, за это повышение было заплачено крупнейшим увеличением несырьевых налогов за 20 лет, больно ударившим по бизнесу и по возможностям восстановления экономики. Ни новое повышение расходов, ни новое повышение налогов в сопоставимых масштабах невозможно.

Альтернатива спасению корпораций от дефолтов – их банкротство или национализация. На первое власть идти боится, так как стратегические активы могут достаться иностранным кредиторам. На второе нет денег.

Как бы там ни было, если нас ждет повторение плохого сценария развития событий образца 2008 г., правительству просто необходимо иметь наготове адекватную программу антикризисных мер. Прошлый опыт – сжигание сотен миллиардов денег налогоплательщиков на спасение от банкротства кучи неразумных инвесторов, близких к власти, ценой падения экономики на 8% и крупнейшего повышения налогов – очевидно неприемлем. Нужен принципиально иной антикризисный план. Имеется ли он у властей?