Сергей Медведев: Стихия в режиме онлайн

Ураган в Нью-Йорке вскрыл весь букет национальных комплексов россиян

Ураган «Сэнди» прошел по Восточному побережью США, оставив за собой разрушения, напоминающие фильмы катастроф. Мы следили за ним в режиме реального времени, делясь в сети фотографиями потухшего Манхэттена, затопленного сабвея, желтых такси под водой. Мы легковерно постили шедевры фотошопа с акулой на улицах Бруклина и статуей Свободы на фоне приближающегося торнадо. В какой-то момент показалось, что в Нью-Йорке, самом иконическом городе Земли, стерлись границы между вымыслом и реальностью: кадры из фильма «Послезавтра», где волны захлестывают статую Свободы, все приняли за чистую монету, а фотографии затопленного аэро­порта напоминали фантазии художников «АЕС+Ф» из их последнего видеопроекта Allegoria Sacra: там тоже аэропорт, это чистилище эпохи глобализации, погружался под воду и самолеты на летном поле медленно уплывали на закат.

Сносило крыши ив России: ураган в Нью-Йорке вскрыл весь букет национальных комплексов

Сносило крыши и в России: ураган вскрыл весь букет национальных комплексов. Патриотичные блогеры отметились в традиционном жанре злорадства, смакуя американские беды (впрочем, мы в этом не одиноки: палестинцы танцевали на улицах Газы 11 сентября 2001 года). Любители конспирологии разоблачали преступный режим Обамы, который намеренно открыл шлюзы на дамбах, поджег Куинс и обесточил Манхэттен. Православные моралисты, как и после Фукусимы, возвестили, что вавилонской блуднице воздалось за грехи американского империализма. Все как обычно: ущемленная гордость, провинциальные пересуды, интриги пикейных жилетов.

Между тем ураганы в Америке – дело привычное, просто они редко доходят до Нью-Йорка. Страна живет на краю стихии, в постоянном ожидании чрезвычайных ситуаций. Заняв огромный континент от океана до океана, американцы получили с ним неукрощенную природу, от землетрясений в Калифорнии до тропических штормов на Юге и торнадо над просторами Великих равнин. Средняя американская семья, особенно в таких штатах, как Флорида, Техас, Небраска, живет в постоянной готовности к урагану, гладу, мору и концу света – отсюда такая любовь к бункерам с запасом консервов, к большим джипам, на которых можно эвакуировать всю семью, отсюда и такая популярность фильмов-катастроф. Американцу важна самодостаточность и личная обороноспособность; умение противостоять стихии – часть философии индивидуализма.

При взгляде на затопленные города Восточного побережья вспоминаются кадры из Крымска и губернатор Ткачев с его историческим «что, нужно было каждого обойти?». Американское МЧС выучило уроки «Катрины» и обошло каждый дом, каждого жильца в эвакуируемых районах. И не стало ждать, «пока сойдет вода и можно будет приступать к спасательным работам»: восстановление началось уже в первые часы. Возвращаются к жизни мосты, метро, биржа, бродвейские театры. Пока я писал эту колонку, мне пришел мейл от нью-йоркского марафона, на рассылку которого я подписан: нужны волонтеры, забег для 50 тысяч человек состоится по расписанию в эти выходные.

А в первый вторник ноября, «после первого понедельника», как записано в Конституции США, состоятся выборы президента. Пока сложно говорить о шансах кандидатов, которые идут вровень до долей процента, но по первым признакам ураган, вернее эффективное реагирование на чрезвычайную ситуацию, сыграет на руку действующему президенту Обаме: количество жертв стихии оказалось минимальным. В «обществах открытого доступа» люди выбирают власть, которая адекватно ведет себя в кризис и сберегает жизни граждан. За стихией свободных выборов мы так же можем наблюдать онлайн: подобно торнадо в Небраске и наводнению в Нью-Йорке, все это происходит в совершенно другом мире и по другим правилам.

Автор – профессор Высшей школы экономики