От редакции: Триллер «Фискальный обрыв»

Пока наиболее впечатлительные россияне скупают сахар и спички в ожидании конца света, американцы (а заодно с ними финансисты всего мира) готовятся к падению в пропасть с фискального обрыва, которое ожидается 1 января. И те и другие страхи сильно преувеличены.

Экономисты уверяют, что, если политики действительно допустят фискальный обрыв, европейский долговой кризис покажется нам детской сказкой: американская экономика в 2013 г. погрузится в рецессию, что станет спусковым крючком для нового мирового кризиса. России это грозит падением цен на сырье (в первую очередь – на нефть), резким ускорением оттока капитала из страны, бюджетными проблемами и экономическим спадом.

Давайте заглянем в пропасть, на краю которой мы вроде бы стоим. Две главные проблемы США – огромный дефицит бюджета и госдолг. Летом 2011 г. Америка была на грани дефолта, и после ожесточенных баталий между демократами и республиканцами был достигнут компромисс: конгресс повысил потолок госдолга в обмен на программу сокращения бюджетных расходов. В соответствии с этой программой (если ничего не предпринимать) с 1 января 2013 г. стартует автоматическое секвестирование расходов бюджета на $607млрд, или 4%ВВП страны, что очень чувствительно.

Одновременно с 1 января отменяются налоговые льготы, которые вводил еще президент Джордж Буш-младший, т.е. в стране существенно вырастут налоги. Совпадение по времени двух этих важнейших событий глава ФРС Бен Бернанке и назвал фискальным обрывом – это будет самое масштабное фискальное сжатие в США со времен Великой депрессии. В то время меры бюджетной экономии были приняты раньше, чем к ним была готова экономика, что столкнуло страну в новую рецессию. Сейчас может случиться то же самое. По оценке бюджетного комитета конгресса, в результате фискального обрыва экономика США может потерять в 2013г. 0,5%, а инвестбанки считают, что бюджетный комитет недооценивает тяжесть последствий: оценка Bank of America – 2% ВВП, Morgan Stanley и UBS – до 5% ВВП при худшем сценарии с учетом мультипликативного эффекта.

Чтобы предотвратить падение в пропасть, президент Барак Обама предложил конгрессу другой план: увеличить налоговые доходы бюджета за счет повышения налогов для богатых американцев (семей с годовым доходом свыше $250000). Но при этом не так сильно сокращать расходы. Республиканцы принципиально против повышения налогов, они, наоборот, требуют сокращения расходов, считая, что закручивание гаек оздоровит экономику. В общем, к концу прошлой недели переговоры опять зашли в тупик. Что, конечно же, нагнетает истерию на рынках с учетом того, что до января остаются считанные дни.

Но чем больше мрачных прогнозов звучит со всех сторон и чем более непримиримыми кажутся демократы и республиканцы, тем сильнее ощущение, что это всего лишь хорошо поставленное шоу в лучших традициях Голливуда.

Во-первых, на самом деле до обрыва не месяц, а четыре – еще до президентских выборов вместо полноценного бюджета была принята так называемая бюджетная резолюция, позволяющая финансировать государственные органы до конца марта, так что время на утряску бюджетных вопросов есть, отмечает старший аналитик по долговым рынкам «Уралсиб кэпитал» Антон Табах. А во-вторых, нет никакого обрыва, означающего, что если вы ступите за край, то сорветесь и будете стремительно падать, пока не ударитесь о землю, убежден бывший главный экономист МВФ Саймон Джонсон. Если запланированное фискальное сжатие состоится, это будет похоже скорее на скольжение с горы вниз – «фискальный уклон». В полной мере эффект от повышения налогов почувствуется далеко не сразу (потребуется время на коррекцию уровня доходов). Да и последствия сокращения расходов не будут такими болезненными, поскольку оно тоже будет реализовано поэтапно.

Скорее всего никакого фискального обрыва вообще не будет – США до сих пор не были замечены в том, чтобы вредить самим себе. По законам жанра до самого последнего момента будут кипеть политические страсти, которые закончатся каким-нибудь нестандартным решением – может, даже фискальным расширением. Почему бы и нет, если это спасет мир? Happy end.