От редакции: Лица приятные во всех отношениях

Неожиданная встреча Владимира Путина с доверенными лицами через девять месяцев после выборов должна символизировать рождение нового института обратной связи. Впрочем, как и в предыдущих случаях, есть опасения за здоровье и функциональность плода.

Предполагается, с одной стороны, что доверенные лица – спортсмены, врачи, педагоги, деятели массовой и классической культуры и ученые – будут транслировать широкой аудитории предложения власти, а с другой – доносить до власти критические, отличные от официальных мнения. Прямая связь тут представляется более реальной (не случайно доверенным лицам в выходные устроили настоящий политсеминар с участием сотрудников администрации президента и министров), чем обратная.

Теоретически для обратной связи у нас есть Госдума, Общественная палата, Общероссийский народный фронт. Но все они не строились снизу, а создавались сверху, их актив отбирался бюрократами из ограниченного числа разрешенных кандидатов, подтвердивших свою лояльность. Поэтому, несмотря на элементы выборности и самодеятельности в текущей работе, они остались симулякрами, не способными (или не желающими) сообщить наверх требования общества и недовольство его отдельных слоев.

Точно так же набирался и корпус доверенных лиц. Он прошел многоступенчатую фильтрацию и бюрократические согласования, через которые не просочились люди, замеченные в критике основ нынешней власти.

Многие доверенные лица – известные люди. Но их работодателем, финансовым донором и поставщиком материальных ресурсов выступают государство, госкомпании и лояльные режиму олигархи. Содержательная критика нынешних порядков может обернуться для них лишением преференций или дотошными проверками надзорных органов. Кроме того, они помнят, что власть не любит неприятных вопросов, а задавшие их люди могут выпасть из обоймы допущенных к общению с первыми лицами. Боязнь власти оказаться с глазу на глаз с несогласованными активистами ведет лишь к замене или дополнению одного симулякра новым.

Семинар с доверенными лицами, конечно, еще решает сиюминутные задачи, презентуя внешнеполитические и экономические взгляды президента и разогревая публику перед посланием Федеральному собранию. В словах Путина и его подчиненных можно обнаружить и некие примирительные сигналы критикам, протестующим «рассерженным горожанам». Беда в том, что это сигналы формата «давайте забудем, как мы обещали размазать вашу печень по асфальту и как частично размазали, и снова начнем вместе работать на благо родины».