Алексей Никольский: Почему приземлился «Дримлайнер»

Принятое в среду решение американской авиационной администрации FAA приостановить полеты новейшего лайнера Boeing787 «Дримлайнер» – до прояснения проблем с инновационными литиевыми аккумуляторными батареями – было продублировано авиационными властями Японии, Индии и других стран, авиакомпании которых эксплуатируют «лайнер мечты». К настоящему времени произведено около 50 таких самолетов, а эксплуатация на регулярных линиях началась лишь осенью 2011 г.

В авиационном мире давно не было такого массового отзыва новых самолетов – в США FAA «приземлила» все авиалайнеры одного типа (это был уже редкий сейчас в аэропортах DC-10) в 1979 г. Но при этом следует учитывать, что «Дримлайнер» – это первая принципиально новая модель Boeing почти за 20 лет, предыдущая новинка – Boeing777 – находится в эксплуатации с 1995 г.

У нас в России принято жаловаться на то, что авиапромышленность живет лишь советскими заделами и не создает новых моделей. Однако конструирование современного авиалайнера – это настолько сложное и дорогое удовольствие, что даже Boeing и Airbus за последние 20 лет смогли вывести на рынок лишь четыре принципиально новые модели, включая «Дримлайнер». При этом Boeing787 отличается от своих предшественников по степени технической новизны примерно так же, как первые реактивные лайнеры в сравнении со своими поршневыми предшественниками. Планер наполовину состоит из композитных материалов, о поведении которых в течение длительной эксплуатации пока просто нет данных. Новизна в электронных системах управления самолетом также ошеломляет. Поэтому даже удивительно, что серьезные проблемы, вынудившие FAA приостановить эксплуатацию лайнера, возникли почти после года его работы на коммерческих линиях.

Имеющий значительно меньшие размеры и куда более консервативный в техническом отношении «Суперджет» (который стал первым новым отечественным лайнером за 20 лет) тоже периодически испытывает «детские болезни», которые ведут к остановкам в эксплуатации отдельных машин (и вызывают злобные комментарии), хотя подобного ситуации с «Дримлайнером» с этим типом, слава богу, не происходило. У любого нового типа самолета в течение всей истории авиации в начале эксплуатации вылезали разного рода «болячки», однако признание конструкции в целом опасной и окончательный запрет на полеты – явление крайне редкое. Вряд ли это произойдет и с «Дримлайнером». Если же все-таки чисто гипотетически предположить такое, это будет огромная пробоина для Boeing и тяжелый удар по прогрессу в авиации и технике вообще.