Кирилл Харатьян: Россия – страна стыдливых

«Судьи чуть ли не стыдятся оправдывать людей и тем самым ставить под сомнение работу следственных органов». Дмитрий Медведев, председатель правительства России

Будучи президентом, я много размышлял, почему до 95% или даже 97% приговоров, которые выносятся нашими судами, обвинительные, – поделился Дмитрий Медведев с Петером Фишером из Neue Zurcher Zeitung. – Я вынужден был констатировать, что это проблема политического и правового сознания». После чего и произнес вынесенные в заголовок слова – о стыдливости судей.

Не будем останавливаться на качестве работы российских следственных органов – о нем есть разные мнения; заметим только, что в русских толковых словарях для дефиниции слова «стыд» применяется как раз слова с корнем «суд»: стыд – это сознание предосудительности поступка, самоосуждение. Иначе говоря, судья сам себя осуждает, если судит по-своему, а не по-чужому.

Не правда ли, хочется вооружиться логикой третьего президента России и рассмотреть всю нашу несчастную действительность с той точки зрения, что самостоятельно, по собственному произволу, поступать стыдно.

Тогда прекрасно объясняется, к примеру, российская коррупция. Не то что бы чиновник любит брать взятки – нет! помилуйте! как можно! просто стыдно не взять денег, когда их ему принес проситель: человек старался, может, последнее собирал – как не освободить его от тяжкой ноши? И взяткодателю тоже стыдно – если без денег придет, как это вроде бы принято, что о нем подумают? Вот никак и не разорвется порочный круг коррупционного стыда.

Или, скажем, удивительная законопроектная деятельность Думы. Депутаты – в общем случае, – наверное, думают: вот, в администрации президента солидные люди посидели, придумали солидный документ, стыдно будет его не принять, а что в документе написано, не важно. И в частностях тоже стыдно: американцы усыновляют российских детей – как можно? гомосексуалисты показывают себя детям – неловко перед теми и другими, офисный планктон выступает против Путина – за обоих душа неспокойна.

Да, и еще в связи с митинговой активностью: если правильно, по-медведевски, интерпретировать результаты выборов, придется признать, что большинство россиян живет стыдясь. Ну в самом деле: «Единая Россия» и президенты, будь то Владимир Путин или Дмитрий Медведев, столько стараются, и так себя покажут, и эдак, только что в космос не летают – неловко будет не проголосовать за них.

Надо честно сказать себе: мы очень совестливая нация. Может быть, оттого мы и такая мрачная нация: в принципе не любим улыбаться, не здороваемся с соседями, не уступаем друг другу дорогу – а просто мы погружены в себя, в свой глубокий стыд. Любой из нас, от новорожденного младенца до столетнего старейшины, от вонючего бомжа до последнего президента, от слесаря-сантехника до оперного певца, чувствует, что ведет себя в чем-то предосудительно; где тут, спрашивается, радоваться жизни? Тут и корень алкоголизма, но это уж давно известно: стыдно, вот и пьем, и стыдно, что пьем.

А мне стыдно за эту колонку.