Сергей Гуриев, Олег Цывинский: Давосские оценки российскому государству

Как создавались эти сценарии? Всемирный экономический форум (ВЭФ) опросил около 350 экспертов как из России, так и из других стран. В состав совета экспертов входили ведущие представители академического сообщества, бизнесмены и чиновники. В течение 2012 г. ВЭФ также провел несколько круглых столов, на которых формулировались и обсуждались результаты исследования.

В воскресенье завершился Всемирный экономический форум в Давосе. В этом году – в отличие от нескольких предыдущих лет, когда страна была практически незаметна на форуме, – Россия стала одним из главных предметов обсуждения. На первом пленарном заседании Всемирный экономический форум представил масштабное исследование, предложившее три возможных сценария развития России. Премьер-министр Дмитрий Медведев выслушал результаты и выступил со своим мнением по поводу услышанного.

Методика

Это исследование интересно по нескольким причинам. Во-первых, оно представляет взгляд на Россию снаружи, учитывающий точку зрения иностранных инвесторов и экспертов. Кроме того, это взгляд и на Россию как таковую, и на влияющие на нее ключевые мировые тенденции. Это важно – ведь зачастую обсуждение российских проблем внутри страны оторвано от понимания изменений в мировой экономике и политике.

Во-вторых, это исследование позволит мировой деловой и политической элите, собирающейся на форум в Давосе, сформировать для себя более глубокое понимание России. К сожалению, у многих из представителей «давосского сообщества» представления о нашей стране довольно поверхностные. В-третьих, сам факт, что исследование – это результат опроса настолько широкого круга экспертов, делает его представительным и независимым.

Факторы

Исследование начинается с описания трех главных факторов, определяющих развитие России. Первый фактор – состояние и изменение мирового рынка энергоносителей. Прогноз для России тревожный. Мировая экономика будет расти относительно медленными темпами, так что вряд ли стоит рассчитывать на существенный рост спроса на энергоносители. Увеличатся добыча и предложение нефти, в том числе и за счет США и Ирака, что повлечет потенциальное снижение цен на нефть. Увеличение добычи сланцевого газа и конкуренция со стороны сжиженного газа будут снижать цены на российский газ.

Второй фактор – качество институциональной среды и делового климата в самой России. Именно качество институтов определяет долгосрочные перспективы роста страны. Состояние институтов сейчас находится на уровне стран, которые с точки зрения дохода на душу населения в 10 раз беднее, чем Россия. Россия находится на 133-й позиции (из 144 стран) по индексу глобальной конкурентоспособности, рассчитываемому ВЭФ. По мнению участников исследования, коррупция и неэффективность государства являются наиболее серьезными проблемами страны.

Третий фактор – социальная стабильность. И здесь у России значительные сложности. Поляризация общества, неравенство, коррупция, отсутствие доверия к руководящей элите – все эти проблемы исследование вежливо называет «знаками того, что России предстоят существенные неопределенности». Особое внимание исследователи уделяют роли среднего класса. Обычно считается, что рост среднего класса приводит к повышению социальной стабильности. Однако в России рост среднего класса сопровождается и ростом напряженности. Средний класс предъявляет спрос уже не только на высокий уровень доходов, но и на соответствующее качество жизни (образование, здравоохранение, безопасность, состояние окружающей среды). А рост качества жизни уже невозможно обеспечить без повышения качества институтов, в первую очередь государственных.

Сценарии

Эти три фактора и определяют три главных сценария развития России. Все эти сценарии трудно назвать оптимистичными.

Первый сценарий – постепенное снижение цен на энергоносители. Такое снижение (а не резкое падение) не создаст стимулов для изменения институциональной и деловой среды в целом по стране. Плохое качество институтов приведет к замедленному росту экономики. Впрочем, исследование отмечает потенциал изменения институтов на уровне отдельных регионов. Уже сейчас российские регионы значительно отличаются друг от друга и по инвестиционной привлекательности, и по качеству институтов. Некоторые из них вполне конкурентоспособны и в мировой экономике.

Второй сценарий –резкое падение цен на энергоресурсы и сохранение их на низком уровне в течение длительного времени. Участники опроса считают, что в ответ на соответствующее снижение ВВП правительство, как и в 2009 г., ответит существенным увеличением государственного присутствия в экономике. Кроме того, государственные компании будут использоваться для поддержания социальной стабильности. При этом авторы исследования считают, что в краткосрочной перспективе удастся поддержать «иллюзию экономической стабильности». Что касается долгосрочной перспективы, исследование вежливо заключает: «устойчивость таких методов [поддержки экономики и социальной стабильности] вызывает вопросы, открывая ряд неопределенностей для долгосрочного экономического будущего».

Третий сценарий – высокие цены на нефть. Это классический сценарий «ресурсного проклятия». Рост цен на сырье не приводит к улучшению институтов, позволяющих развиваться несырьевой части экономики. Кроме того, растущее благосостояние среднего класса приводит к недовольству качеством государства даже на фоне экономического благоденствия.

Первый и третий сценарии представили на пленарном заседании форума авторы этой статьи, а второй – Алексей Кудрин. Герман Греф, представлявший исследование в целом, говорил о четвертом, намного более позитивном сценарии (который, к сожалению, опрошенные эксперты сочли пока нереалистичным). Дмитрий Медведев, хотя и поблагодарил участников исследования, несколько раз подчеркнул, что он уверен в том, что никакой из этих трех сценариев не реализуется.

Оценки

Во время пленарной сессии было проведено голосование всех присутствующих в зале о главной задаче власти на следующие несколько лет.Почти 80% назвали улучшение качества государственной власти (а именно борьба с коррупцией и институциональные реформы). Медведев, однако, сказал, что голосовал за другой вариант; позже он уточнил, что голосовал за улучшение конкурентной среды. Этот вариант набрал всего 9,7% голосов – по всей видимости, участники давосского форума считают, что ключевой проблемой нехватки конкуренции в России является низкое качество государственных институтов.

Остальные варианты набрали и того меньше: макроэкономическая стабильность – 2,5%; социальная стабильность – 2,7%; региональное развитие (инфраструктура и транспортное обеспечение) – 7,2%. Похожими оказались и результаты голосования на деловом завтраке Сбербанка, процент россиян в котором был значительно выше, чем в среднем на форуме. Самым важным шагом по ускорению экономического роста в России 40% проголосовавших считают борьбу с коррупцией, а 25% – улучшение государственного управления. Многие участники завтрака говорили о том, что главной проблемой российской экономики является российское государство.

Российские власти признавали наличие этих проблем и обещали их решить в ближайшем будущем. Впрочем, многие завсегдатаи Давоса жаловались на то, что эти обещания они уже слышали много раз. В этом смысле риторика российских властей кардинально отличалась от выступлений других главных докладчиков в Давосе. Руководители Италии, Германии, ряда других европейских стран, Китая, Европейского центрального банка не только обещали структурные реформы в будущем, но и отчитывались о реформах, которые были проведены в прошлом году.