Андрей Панов: Женщины так и не догнали мужчин по зарплате

В 2002 г. в мире MBA воцарились справедливость и равноправие. Зарплаты выпускников и выпускниц сравнялись. На каждые $100, заработанных молодым человеком, девушки зарабатывали $98.

Неплохой результат, если учесть, что первые девушки в одной из ведущих американских школ – Harvard Business School – появились лишь в 1960-е. В первом наборе (1963 г.), когда им разрешили получать бизнес-образование, их было восемь из 688 человек. Точно так же в Insead, одной из лучших европейских школ, в год студенческих восстаний в Париже, ввода советских войск в Чехословакию и разгара сексуальной революции из 192 студентов MBA только четверо были девушками.

С тех пор многое изменилось, и соотношение полов в бизнес-школах с 1 к 86 упало до 1 к 2. Тем весомее казались результаты 2002 г., когда разрыв в зарплатах, сохранявшийся несколько десятилетий, был практически преодолен.

Однако исследование, проведенное Bloomberg Businessweek в конце 2012 г., показало, что история развернулась вспять. Выпускницы MBA теперь получают лишь 93% от того, что достается мужчинам. Причем во многих топ-школах эта разница еще выше. Так, в Stanford Business School девушки зарабатывают после окончания программ MBA 79% от того, что получают более удачливые представители противоположного пола. Это даже ниже, чем в среднем по всему трудоспособному населению США, где данный коэффициент составляет 82%.

По оценке исследователей, разница в зарплате выпускников сильно зависит от индустрии. Девушки-бухгалтеры получают после окончания американских бизнес-школ лишь 84,7% мужской зарплаты, а дамы, отдавшие свое сердце private equity, и вовсе 82,5%. И наоборот, в специалисты по кадрам (HR) лучше идти, конечно, девушкам – в этой отрасли они зарабатывают на 7,5% больше юношей.

Единственная отрасль, в которой, согласно данным Bloomberg Businessweek, наблюдается паритет зарплат, это консалтинг. «Никакого сюрприза тут нет, – пишет издание, – в этой отрасли обычно предлагается один и тот же уровень зарплаты вне зависимости от пола». И вне зависимости от роста, веса, цвета кожи, возраста и т.д., добавлю я от себя: в консалтинге всем прошедшим интервью в какую-либо из топ-фирм обычно платят одинаковую зарплату и схожий бонус.

Для меня самым шокирующим выводом Bloomberg Businessweek стал тот факт, что через 10 лет разница в зарплатах мужчин и женщин доходит до 50%. Я предполагал, что будет плохо, но не думал, что настолько.

Исследователи приводят много предположений по поводу того, откуда появилась разница в зарплатах свежеиспеченных выпускников в последнее время. Девушки стали реже идти в высокооплачиваемый финансовый сектор, поступают в бизнес-школы более молодыми, чаще выбирают более сбалансированную с точки зрения свободного времени работу и т.д.

Однако полагаю, что вывод проще, чем это можно признать в политкорректной среде. Корпоративный мир, как бы он ни маскировался, по-прежнему, как и 50 лет назад, крайне агрессивная среда, враждебно настроенная по отношению к женщинам. Надеюсь, следующих 50 лет хватит, чтобы изменить этот порядок вещей.