От редакции: Нужны ли Росфинагентству внешние управляющие

Так разворуют или не разворуют триллионы наших резервных фондов? Ответ на этот вопрос мы искали в статье заместителя министра финансов Сергея Сторчака «Как управлять резервами» («Ведомости» от 4.02.2013).

Сторчак доказывает, что противники создания Росфинагентства беспокоятся зря. Менеджмент Росфинагентства несможет«отщипывать» что-то себе в карман ни отсредств, которые передаются вуправление, ни отполучаемого дохода.

Судя по тексту принятого в первом чтении законопроекта о Росфинагентстве, замминистра не лукавит. Однако дьявол обычно прячется в деталях. К примеру, что это заспециализированные финансовые организации, которым Росфинагентство сможет передавать средства вдоверительное управление? Сторчак объясняет, что «управлять отдельными пакетами всилу особенностей рынка могут другие организации, имеющие лицензии, высокий рейтинг иопыт работы». Он приводит в пример «ВТБ капитал», «Тройку диалог» и «Ренессанс капитал».

На всякий случай напомним, что компании «Тройка диалог» уже не существует (она перешла в собственность Сбербанка), а люди, которые сделали «Ренессанс капитал» лидером рынка, недавно свое детище покинули. Ну да дело не в этом, а в принципе: насколько опасно передавать сторонним компаниям в управление средства государственных резервных фондов?

Такая практика существует в мире: внешних управляющих, например, привлекает самый успешный в мире суверенный фонд – норвежский пенсионный фонд Global ($608 млрд). Им управляет Norges Bank Investment Management (NBIM) – инвестиционное подразделение норвежского ЦБ. NBIM передает часть активов сторонним менеджерам – экспертам конкретного зарубежного рынка, не очень понятного издалека. Это развивающиеся рынки и некрупные, но перспективные отрасли. Фонд Global таким образом уходит от глобальных рисков, а внешние управляющие обеспечивают больше доходности благодаря знанию местной специфики. Но сторонним управляющим доверено лишь 4% активов фонда, так что в случае проблем Global не сильно рискует.

Не верится, что руководство Росфинагентства так плохо знает российский рынок, что ему потребуются подобные услуги.