От редакции: Курить, толстеть, или не толстеть и не курить

Для того чтобы бороться с курением, не всегда надо бороться с курением – часто спрос на сигареты является производным от спроса на другие вещи, такие как похудание или социализация.

Борьба с курением уже давно стала важной частью политики сохранения и приумножения человеческого капитала – в тех странах, где такая политика проводится. Россия также идет по этому пути, резко повышая акцизы на табак, ограничивая доступность сигарет и мест для курения. По статистике Всемирной организации здравоохранения, повышение цен на сигареты на 10% приводит к сокращению потребления табака на 4% в странах с высокими доходами и на 8% в странах с низкими и средними доходами. 70%-ное повышение акциза сокращает смертность от курения на 25%.

Тем не менее спрос на сигареты не слишком эластичен по цене и, как следует из опубликованного Национальным бюро экономических исследований США доклада Джона Коули из Корнельского университета и Стефани фон Хинке Кесслер Шолдер из Университета Йорка, в ряде социальных групп этот спрос – производный от спроса на другие вещи.

Проанализировав данные двух массовых опросов (среди подростков и среди взрослых), ученые обнаружили, что среди постоянно курящих подростков 46% девочек и 30% мальчиков курят, чтобы контролировать (хотя бы частично) свой вес. Главную роль тут играет субъективное представление о своем весе (прежде всего у девочек) и о том, что курение помогает похудеть. Курение действительно способствует снижению веса, увеличивая расход энергии за счет повышения скорости обмена веществ

и подавляя аппетит.

С другой стороны, высокие налоги на сигареты согласно ряду исследований коррелируют с высоким индексом массы тела. Ожирение в последнее время претендует на статус новой глобальной проблемы, как же быть?

Законы функционирования производного спроса описывают три главных фактора: 1) спрос на конечную цель неэластичен по цене; 2) нет альтернативы «входа»; 3) дешевизна «входа» по сравнению с конечной целью. Спрос на сигареты как производный от спроса на похудание или одобрение в группе удовлетворяет этим требованиям, но здесь можно искать и решения проблемы.

Следует оценить эффективность ценовых ограничений в группах риска среди подростков и, вероятно, какие-то налоговые маневры, учитывающие поведение разных групп потребителей, считают авторы. Необходимы социологические исследования зависимости курения от целей социализации и взаимного признания. Нужны дополнительные решения в области регулирования маркетинга табачных компаний. Наконец, пропаганда среди молодежи отличных от курения стратегий похудания, связанных со спортом, диетами и качеством пищи.

Это сложнее, чем просто поднять акцизы, и менее выгодно в краткосрочной перспективе. Но это выгоднее в перспективе долгосрочной.

Плавное повышение акцизов – один из двух работающих способов снижения потребления табака, второй – пропаганда здорового образа жизни вместе с предоставлением возможности для здорового образа жизни. Инфраструктура и дешевизна занятий спортом – важнейшая часть такой политики. Не секрет, что в России, например, с этим пока плохо. А курим мы, по данным журнала «Ланцет», больше всех в мире (исследование касалось 16 стран на всех континентах).