От редакции: Кто заплатит за олимпиаду

Подготовка к Олимпиаде в Сочи наглядно показывает, как строится в России государственно-частное партнерство и как оно неэффективно и для государства, и для бизнеса.

Позавчера на сайте агентства «Прайм» (входит в группу «РИА Новости») опубликована большая статья «Сочи-2014: инвестпланы против суровой реальности», в которой представители крупнейших частных участников строительства – «Интерроса» и «Базового элемента» – жалуются на изменение условий в ходе подготовки и просят у государства новых преференций (справка к тексту названа «Финансирование олимпийских объектов в Сочи нуждается в льготах от государства»). Вообще-то бизнесмены, участвующие в подготовке к Олимпиаде, жалуются и просят давно. Казалось бы, показательные репрессии против Ахмеда Билалова за срыв сроков строительства трамплинов должны были бизнес дисциплинировать. Но, вероятно, есть какой-то предел эффективности окрика.

Бизнес считает, что государство, как заказчик, меняло условия проектов (инжиниринговая компания «Трансстрой» в конце 2012 г. даже подала арбитражный иск к «Олимпстрою» о взыскании 1,49 млрд руб. на компенсацию дополнительных расходов), чрезвычайно медленно все согласовывало, стоимость работ и стройматериалов росла. Государство считает, что бизнес сам должен был оценивать финансовые риски и грамотно готовить проекты. Действительно, почему только сейчас выясняется, что в Сочи сложные грунты, горные условия, субтропики наконец?

Очевидно, обе стороны не утруждали себя детальным планированием. Для государства это вообще характерно, тем более что большая часть расходов и так идет из бюджета или от госкомпаний, проект Олимпиады приоритетный, не мытьем так катаньем будет реализован. Бизнес шел в проект, понимая, что это социальная ответственность, но и под какие-то, возможно непрозрачные, преференции. Однако недостатки планирования и реализации (не стоит забывать о волоките и коррупции) привели к тому, что стоимость участия в проекте многократно превысила стоимость преференций. Оказалось, что строить в разы дороже, коммерческой отдачи не будет, продать объекты некому. Кроме государства разве что: весьма вероятны дефолты проектов, строящихся на кредиты ВЭБа, сразу после Олимпиады. Ну а Сбербанк уже купил контроль над ОАО «Красная Поляна» у Билалова.