Ольга Кувшинова: Кандидатура Набиуллиной - филигранный компромисс

«Вам понравится», – заверил Владимир Путин по поводу своего выбора кандидатуры нового главы ЦБ и свое «предвыборное обещание» выполнил. Как стороннику неожиданных назначений, ему удалось остаться верным самому себе: Эльвира Набиуллина не значилась ни в одном «шорт-листе», которыми СМИ то пугали, то обнадеживали рынок.

«А ведь мог бы и полоснуть», – выдохнули одни. А большинству и правда понравилось.

Нет смысла повторять, насколько символически ключевым был этот выбор для траектории экономической политики в целом. ЦБ, пожалуй, единственный институт государства, развитие которого за последние годы было прогрессивным, а не регрессивным. Хватало и справедливой критики, но выбор нового главы как раз и определял в том числе, продолжит ли этот институт укрепляться, исправляя ошибки, или – поплавали и хватит. Время для выбора тоже сложное. ЦБ подвергается активной критике за то, что не снижает ставки во время ускорения инфляции, т. е. пытается хорошо делать свою работу (критики, впрочем, считают, что как раз плохо, раз экономика на грани стагнации). И ЦБ становится мегарегулятором, абсорбируя функции ФСФР и Минфина, т. е. колоссально расширяя сферу своих полномочий, – и в позитивных результатах этого процесса к началу нового президентского срока все должны уже убедиться.

Кандидатура Набиуллиной – настолько филигранный компромисс, что устроил всех. Ее главный актив – репутация высокопрофессионального экономиста. Сила доверия этой репутации примиряет оптимистов с пессимистами, монетаристов со сторонниками смягчения процентной политики, реформаторов с консерваторами: она профессионал, должна во всем разобраться и принять правильные решения.

За Набиуллиной не тянется шлейф «своей команды», что позволяет предположить: ее приход не будет сопровождаться переделом сфер влияния внутри ЦБ и, как следствие, потрясениями для рынков. Она, вероятно, сможет сохранить и баланс между регулированием банковского и финансового секторов. У нее нет явных врагов, а значит, будет сохранен баланс сил и внутри «управленческой вертикали». Она пользуется у Путина доверием – и значит, достаточно самостоятельна; но и безусловно лояльна. Она, как хором говорят все, кто с ней сталкивался, принципиальна и умеет настоять на своем – и в то же время обладает уникальным для государева служащего качеством: умением слышать других.

Можно, пожалуй, быть уверенным, что в целом последовательность политики ЦБ сохранится. Однако, как человек извне, к тому же не из банковской сферы, Набиуллина не может не принести перемен. Будем надеяться, что они «нам понравятся».