Статья опубликована в № 3312 от 25.03.2013 под заголовком: Экономика и жизнь: Госрегулирование против здравого смысла

Владимир Назаров: Государственное регулирование против здравого смысла

«Товарищество братьев Нобель» до революции производило от 70 до 80% российского мазута
ИТАР-ТАСС

Недавно мой друг прислал мне ссылку на тест по правоприменительной практике в сфере антимонопольной политики (http://www.test-antitrust.ru/), который содержал достаточно специфические вопросы: какие сделки ФАС запрещала, а какие одобряла, в отношении каких субъектов возбуждались судебные дела, какими полномочиями обладает антимонопольный орган и каковы результаты его деятельности. Ваш покорный слуга никогда не интересовался антитрастом и был абсолютно уверен, что число правильных ответов будет соответствовать вероятности случайного угадывания. Каково же было мое изумление, когда я быстро и правильно ответил на все 16 вопросов теста. В чем секрет моего успеха? Дело в том, что каждый вопрос содержал один абсолютно дурацкий с точки зрения здравого смысла обывателя ответ. Первый раз я выбрал такой ответ смеха ради, но потом понял, что это не случайно. Для ответа на вопросы абсолютно не нужно детально знать правовые основы антитраста, достаточно быть чуть-чуть знакомым с системой государственного управления в России. Рискну даже предположить, что подобный тест можно составить практически по любой сфере государственного регулирования. Везде последовательное игнорирование обывательской логики восполняется неукоснительным соблюдением интересов чиновников.

Из теста легко выводятся основные заповеди бюрократической машины.

1. Выполняй волю господина твоего, дабы узрел народ славу его. Антимонопольный орган по первому слову главного начальника, обеспокоенного ростом цен на бензин, обрушил на нефтяные компании миллиардные штрафы. В 2010 г. цены замерли, глава ФАС отчитался о проделанной работе. После чего уже ничто не мешало продолжить ускоренный рост цен на бензин, чтобы отбить уплаченные штрафы.

2. Не перечь ближним господина твоего. Федеральная антимонопольная служба не стала противиться созданию 100%-ных монополистов на рынках калийных удобрений и цинка, созданию крупнейшей нефтяной компании России путем слияния «Роснефти» и ТНК-ВР. Борцы с монополиями предпочитают закрывать глаза на деятельность «национального достояния»: введение «Газпромом» штрафов для всех потребителей как за перебор, так и за недобор газа не вызвало никаких нареканий. Чтобы не делать «правильным» людям «претительных докук», в реестр монополистов не попали крупнейшие компании: ОАО «Федеральная сетевая компания» (монополист по передаче электрической энергии), ГК «Ростехнологии» и ее дочерние структуры (100% производства авиадвигателей, вертолетов, многих видов военной и гражданской продукции), ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (единственные в России производители самолетов и кораблей соответственно).

3. Употреби власть свою в отношении малых сих. Федеральная антимонопольная служба пресекла такое опасное для всего общества явление, как размещение на стене магазина плаката с креветкой индивидуальным предпринимателем из Хабаровска. Лично у меня мурашки по спине бегают от одной мысли о том, что было бы со всеми нами, если бы этот плакат с креветкой остался висеть. Самым высокопоставленным (и единственным) чиновником, дисквалифицированным ФАС за нарушение антимонопольного законодательства, стал председатель ТСЖ в Еврейской автономной области (вот где, оказывается, основной распил происходит).

4. Имитируй бурную деятельность (ИБД). Важнейшим инструментом ИБД является так называемый реестр монополистов: находящиеся в нем компании вынуждены согласовывать с ФАС мельчайшие сделки. В реестр включили такую акулу бизнеса, как ОАО «Штемпельно-граверная фабрика» (предприятие с выручкой 6 млн руб. и 15 работниками). Общее число рассматриваемых ФАС России сделок по слияниям и поглощениям огромно: больше, чем в США, в 4 раза (размер российского рынка слияний и поглощений в 15 раз меньше). Из всей этой груды дел лишь около 2% действительно касались ограничения конкуренции, остальное – ИБД: сделки либо разрешались, либо запрещались из-за неправильно оформленной документации.

5. Не связывай себя строгими нормами, ибо только произвол в трактовке права порождает власть. В Великобритании антимонопольный орган не может признать монополистом (занимающим доминирующее положение) компанию с долей на рынке меньше 20%, в ФРГ – меньше 1/3 рынка, в Китае – меньше 10%, в США – меньше 40–70% в зависимости от отрасли. В России ФАС по своему усмотрению может признать монополистом компанию с долей рынка 1% и не признать – с долей рынка 99%. В России ФАС может приостановить любые торги (закупки) до рассмотрения жалобы участника по существу и аннулировать их результаты своим предписанием. Речь идет не только о государственных, но и о частных закупках. В результате частные компании стимулируют воздерживаться от торгов, т. е. из-за борьбы с монополизмом снижается конкуренция.

6. Плодитесь и размножайтесь, ибо численность аппарата – свидетельство его востребованности. Число сотрудников ФАС России превышает число сотрудников антимонопольных органов всех стран G8, вместе взятых.

7. Создай показатель эффективности своей деятельности по образу и подобию своему. Мы знаем, что есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Но есть еще ведомственная статистика: по данным Высшего арбитражного суда, ФАС проигрывает в судах около 40% оспариваемых дел, а ведомственная статистика говорит лишь о 15%. Игра плановыми и фактическими показателями поистине виртуозна.

Ознакомление с заповедями российской бюрократии на примере ФАС позволяет сформировать повестку настоящей реформы государственного управления (а не ритуального обрезания 20% численности штатного расписания, сводящегося к сокращению вакансий и выводу бухгалтеров и кадровиков за штат), если кто-нибудь когда-нибудь такую реформу решится проводить. Начинать необходимо с радикального избавления от избыточных функций. Речь идет не только об откровенно вредном вмешательстве государства в экономику, но и о профанации изначального предназначения госоргана. Поясню этот тезис на примере ФАС. Не важно, может ли в теории принести пользу антимонопольное регулирование вообще. Скорее всего оно вредно в принципе, но этот вопрос требует обсуждения. Важнее другое. Здесь и сейчас антимонопольное регулирование – это охота за креветками малого и среднего бизнеса, зеленый коридор для госкорпоративных акул и бессмысленное взбивание пены на воде. Если это регулирование отменить, состояние конкурентной среды скорее всего улучшится. Вы спросите: а почему вместо плохого регулирования нельзя ввести хорошее?

Потому что необходима полная перезагрузка системы с «удалением зараженных файлов». Радикальное обновление государственного аппарата требует существенного сокращения как сфер государственного регулирования, так и численности чиновников с установлением прозрачных процедур деятельности, общественного контроля, драконовских наказаний за коррупцию и очень высокой заработной платы для оставшейся части.

Понятно, что ликвидация таких ненужных органов, как, например, ФАС, не решит всех проблем. Главный вызов – реформирование политической системы, судов и полиции. Но без избавления от этого организационно-административного балласта невозможно будет сосредоточить политическую волю и гражданский контроль на действительно важных направлениях. «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Слава богу, расставание с большинством государственных органов будет гораздо менее болезненным. Остаться должно лишь то, что невозможно быстро и безболезненно передать рынку: армия, полиция, судебная система, установление правил игры в социальной сфере. Все остальное должно быть сокращено.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать